Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 164. «Оставаться живым мало, нужно еще и доказывать, почему ты имеешь право на эту жизнь в стране, за которую борешься»

Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабного российского вторжения. В этой главе – о том, как коммуникационная стратегия Украины помогает приближать победу.

Мне почти 31 год, но я все еще учусь жить. Я из тех людей, которые все еще постигают науку межличностной коммуникации.

Мне трудно общаться с малознакомыми людьми, которые при этом имеют для меня авторитет. Естественно, мне бы хотелось произвести самое лучшее впечатление на них, получить социальное одобрение и сдружиться. А это нелегко. Я замкнутый и напряженный человек.

Я всегда мечтала быть экстраверткой, у которой всегда есть интересная история на подхвате, интересная жизнь, наполненная приключениями. Которая владеет непринужденной легкостью, обращает на себя внимание, чтобы завязать разговор с тем, кем хочет. Но я не такая.

Я – обычная, спокойная интровертка. При этом я понимаю, что есть в жизни ситуации, когда выход из зоны комфорта необходим. И более того – полезен.

Лина Костенко писала: «Страшні слова, коли вони мовчать, коли вони зненацька причаїлись. Коли не знаєш, з чого їх почать, бо всі слова були уже чиїмись. Хтось ними плакав, мучивсь, болів, із них почав і ними ж завершив. Людей мільярди і мільярди слів, а ти їх маєш вимовити вперше!»

Коммуникация – это непросто. А особенно, когда живешь в постоянном стрессе, который съедает твои когнитивные навыки. К тому же, когда нужно каждый день заявлять о себе на многомиллионную аудиторию. И не просто заявлять, а рассказывать о далеких и непонятных для людей вещах, которые должны не только понять, а еще и поддержать.

Это очень упрощенная модель того, чем в сфере коммуникаций занимается Украина почти два года полномасштабной российско-украинской войны. А недавно заняла первое место на City Nation Place Global 2023 в Лондоне за наилучшую коммуникационную стратегию страны.

City Nation Place Global – ведущая международная конференция по развитию брендов стран. Другими словами – это лицо, по которому тебя знают в мире.

Фото: brandukraine.org.ua

И коммуникационная программа Украины «What We Are Fighting For» (#ЗаЩоМиБоремось) в 2023 году доказала миру, почему территориальная целостность Украины не может быть предметом обсуждения ни при каких обстоятельствах и за что именно борются украинцы.

Также целью кампании было продемонстрировать наши ценности и подчеркнуть разнообразность регионов Украины.

Меня, как украинку, такое признание, безусловно, радует. Тем более, когда понимаешь, какой ценой все это дается. Оставаться живым мало, нужно еще и доказывать, почему ты имеешь право на эту жизнь в стране, за которую борешься.

И я благодарна Клер Дюхерст, главе City Nation Place, за слова поддержки в адрес моей страны: «Жюри глубоко впечатлено способностью команды-победительницы сохранять столь четкое видение национального бренда своей страны, который они транслируют миру и о котором они постоянно очень творчески рассуждают.

Это один из тех примеров, когда сила кампании проявляется в простоте ее месседжа, а это требует крепкого фундамента, четкого понимания ценностей страны. Выполнение этой кампании тоже достойно похвалы. Победительницей может быть только… Украина».

Еще один пример того, как украинцы коммуницируют – встреча Нобелевской лауреатки премии мира 2022 и главы организации «Центра гражданских свобод», Александры Матвийчук и президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера. В своей публикации в социальной сети Александра описывает два личных опыта, связанных с его персоной.

Она пишет, что для Украины Штайнмайер известен так называемый «формулой» минских соглашений, и вспоминает, как тогда ходила по посольствам в Киеве и убеждала, что на территории, где за любое проявление нелояльности людей бросают в подвалы, бьют и насилуют, пытают электрическим разрядом, отрезают конечности и забивают до смерти – никакие выборы невозможны. И пришлось объяснять годами.

После полномасштабного вторжения Штайнмайер признал, что ошибался по поводу России. И теперь коммуникация выглядит иначе: «Я говорила о том, что на повестке дня – немецкое оружие, НАТО, вступление в ЕС, специальный трибунал, восстановление страны сейчас. И что этот тезис «how long is it takes» нужно трансформировать в «whatever is it takes», чтобы не было «too long».

Слова – это тоже оружие и этого арсенала вооружения в Украине предостаточно.