Дневник войны, глава 121. «А я в Киеве! Должна была вечером ехать домой, но поменяла билеты – сколько той жизни. Тут так хорошо!»
Украинская журналистка специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабной российско-украинской войны. В этой главе она желает беженцам: «Где бы вы сейчас не находились, пусть вам будет безопасно, комфортно и уютно».
20 июня весь мир отмечал День беженцев. К сожалению, с началом большой российско-украинской войны явление беженства стало актуальным и для Украины.
Мне повезло, я не была беженкой – перемещалась внутри страны на три месяца: жила во Львове. Но чувство вырванных корней и жизни в чемодане все же испытала.
Когда я поздравляю своих друзей, которые выехали, с Днем рождения, то зачастую начинаю со слов: «Где бы вы сейчас не находились, пусть вам будет безопасно, комфортно и уютно. Пускай все родные и близкие будут рядом». Это база, без которой невозможно жить. Но в то же время эту базу очень сложно обеспечить.
Каждый раз, когда я еду поездом, встречаю людей, что вернулись. Кто-то едет посмотреть, что осталось от квартиры, кто-то – на похороны, кто-то – на лечение, кто-то – проведать родных.
Недавно я ехала поездом Кривой Рог-Киев. Некоторые из попутчиков ехали, чтобы в Киеве пересесть на поезд до Варшавы. Некоторые ехали, чтобы отметить в столице свой юбилей, а то дома из-за обстрелов тревожно.
С прибытием поезда на перрон вокзала начинает играть гимн Киева. Строки «Грає море зелене, тихий день догора. Дорогими для мене стали схили Дніпра. Де колишуться віти закоханих мрій… Як тебе не любити, Києве мій!» знает, наверное, каждый украинец.
И попадая с вагона в движущееся море чемоданов, настолько больших, что порой не видно их собственников, ощущаешь, как внутри все сжимается от нахлынувших чувств. За каждым таким чемоданов своя уникальная история. История, написанная в военное время.
Во Всемирный день беженцев в центре Киева, на Софиевской площади, прошел перформанс, организованный Агентством ООН по делам беженцев и благотворительным фондом Рокада. На десятках мольбертов стояли необычные картины, что написаны историями жизни тех, кто стал вынужденным беженцев из-за войны.
На каждой из них можно прочитать судьбу человека, которую война поделила на до и после. И конечно, возле каждого такого мольберта был символ беженства – чемодан.
Вот на одной из «картин» читаю историю Натальи, переселенки из Харькова: «Прячась в харьковском метро, семья Натальи искала свободные вагоны, чтобы задремать хотя бы на часик. Крики, плач детей, громкая ругань – было все. Держа сына за руку, женщина сломя голову бежала, только лишь бы занять свободную полку.
Сын Ярослав – ребенок с аутизмом. Он, как и другие люди с таким диагнозом, реагирует на громкие звуки… А тут он замкнулся в себе, вместо слов, начал вокализовать. Наталья жутко боялась, что это не пройдет, что больше не услышит ласкового «мама». Было страшно!
День второй, третий… Ситуация без изменений… Мы прячемся, мы боремся за место, мы ищем еду… Так я для себя решила переезжать. Другого выхода просто не было. Я бежала, чтобы спасти своих детей».
А вот еще одна история из Харькова: «Светлана провела 11 дней в сыром подвале своего дома вместе со своими внучками. Каждый взрыв заставлял их вздрагивать и молиться, надеясь, что бомба обойдет их дом…
Она должна была оставаться сильной, ведь на ее плечах лежала ответственность за двух девочек, чья мама умерла. Ради их безопасности женщина приняла решение переезжать в неизвестность».
Помимо украинских беженцев представлены также истории тех, кто переехал в Украину из других стран. Например, Мошрабчон – политический беженец из Таджикистана.
Он открыл свой ресторан в Ирпене и начал работать одним из первых после деоккупации Киевской области. Он благодарен Украине за то, что так тепло приютила, и теперь считает своим долгом ответить на добро тем же.
Он, несмотря на трудное военное время, помогает реабилитировать украинскую экономику и дает рабочие места людям в Ирпене. На одном ресторане останавливаться не собирается, свое будущее видит исключительно в Украине. Мечтает перевезти сюда всю свою семью, что пока живет в Таджикистане.
После перформанса я сидела в беседке на Владимирской горке и слушала телефонный разговор женщины:
– А я в Киеве! Приехала праздновать юбилей – 60 лет! Остановилась в отеле. Должна была вечером ехать домой, но поменяла билеты – сколько той жизни. Тут так хорошо! Смотри, какая здесь красота! – она переключает телефон в режим видеосвязи и показывает пейзажи Подола и Днепра.
«Тут так хорошо!» – фраза, что определяет нашу жизнь и дома, и за его пределами. Очень хочется, чтобы она звучала чаще.
Читайте еще
Избранное