Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 116. «Пока россияне пробивают очередное дно, взрывая Каховскую ГЭС, украинцы в Херсоне спасают олененка, бобра, козу, корову, собаку и даже растения!»

Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабной российско-украинской войны.

Фото Евгения Малолетки

Я проснулась от сообщения друга, что живет в другой стране. «У тебя есть вода?» – писал он. И я поняла, что это не обыденное любопытство человека за тысячи километров. Что-то случилось.

Я вскочила с кровати и побежала в ванну. Вода была. Схватила телефон – мессенджеры забиты новостями о самом большом экоциде со времен Чернобыльской катастрофы. Россияне подорвали Каховскую ГЭС.

В голове пронеслись воспоминания прошлого сентября, когда российские войска бомбили ракетами криворожское водохранилище, и сколько беды это принесло людям, животным, природе. Гидроэлектростанция и Каховское море – это совершенно иные масштабы. Это самая настоящая катастрофа!

Каховская ГЭС просуществовала 68 лет. В 02:50 ночи 6 июня 2023 года российские войска совершили террористический подрыв всего гидротехнического сооружения. Почти моментальная зона затопления – около 80 населенных пунктов.

Фото @libkos

С октября она была заминирована российскими террористами, что оккупировали Новую Каховку в Херсонской области. С октября Украина била во все колокола. Потому, что уничтожение станции грозит атомной безопасности всего мира! Уровень воды в Днепре напрямую связан с охлаждением турбин Запорожской АЭС.

Утром на официальной странице ООН ни слова о случившемся ночью. Лишь публикация о том, что «вторник – День русского языка». Серьезно? Это какой-то новый механизм противодействия всемирной организации российскому ядерному шантажу?

Подрыв Каховской ГЭС касается не только территорий, что находятся вниз по Днепру, но также и выше по руслу. В Кривом Роге два водохранилища. 30% города запитано от автономного, остальные 70% – от Каховского.

Для того, чтобы обеспечить большую часть огромной промышленной конгломерации с населением около 800 тысяч людей питьевой водой необходимо будет проложить новые трубы, создать новые водозаборы, построить новые насосные станции… И все это под российскими обстрелами.

К 10 часам утра 6 июня в городе уже были введены вынужденные ограничения: максимальное сокращение потребления воды промышленностью, что означает остановку производства, снижение давления воды для населения с 22:00 до 05:00, в близлежащих селах – запрет на полив и подача воды только четыре часа в сутки.

8 июня, через двое суток после катастрофы, уровень воды в Каховском водохранилище упал больше, чем на 3 метра. С таким показателем дальнейшая перекачка из него в Криворожское водохранилище, что питает 70% города, невозможна.

У города есть запас воды на месяц. Если экономить – полтора.

Жарким летом оставить сотни тысяч людей в многоэтажных домах без водопровода и канализации – что это, если не еще одно преступление России?

Через двое суток в Запорожье Днепр ушел от береговой линии на 30-40 метров. В селе Марьянское, что в Днепропетровской области, вода тоже ушла, спровоцировав настоящий мор рыбы. А у берегов Одесской области наоборот уже вечером 7 июня был зафиксирован подъем уровня воды. Также в море уже плавали, принесенные течением, обломки крыш домов, бетонные перекрытия, мусор.

Я проезжала через мост Каховской ГЭС два раза. Первый – в очень раннем детстве, второй – в студенческие годы. Он находится на пути автомобильного следования всех, кто едет на юг Украины к морю.

Про первую поездку я мало что запомнила. А вот о второй, в разгар «Евро-2012», остались очень теплые воспоминания.

Я ехала ночным автобусом Кривой Рог-Ялта. Помню, как въехали в Херсонскую область и остановку в Нововоронцовке. Возле нее – придорожное кафе с экраном и проектором, что транслировал в реальном времени футбольный матч чемпионата. Чуть не выбились из графика, потому что в автобусе ехали настоящие фанаты футбола.

Я прекрасно помню монументальные сооружения Каховской ГЭС – настоящее воплощение мастерства инженерной мысли! Помню переправу, огромные шлюзы и остальную необычную архитектуру промышленного гиганта на воде в ночных ярких огнях. Это были непередаваемые ощущения силы и мощи! Мощи, что работает на благо людей и природы.

Теперь там ничего этого нет. Теперь там детонируют российские мины, вымытые потоками воды.

Там страдают люди и животные. Теперь население Херсонщины, Запорожской области и Крыма может остаться без питьевой воды. А экосистема Черного моря погибнет из-за резкого скачка пресной воды и 150 тонн машинного масла.

Свой цинизм и варварство российские оккупанты максимально демонстрируют в подконтрольных им Олешках Херсонской области. Населенный пункт затоплен на 90%, а россияне не то, что не организовывают никаких эвакуационных действий, так даже не дают людям шанс на спасение.

Местные волонтеры сами вызвались рисковать собственной жизнью ради спасения других, создали карту с локациями, где еще есть люди, но оккупанты просто расстреливают людей в лодках. Кого не убили, те просто тонут в своих домах, как, например, парализованные пенсионеры.

Министерство аграрной политики и Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины уже оценивает неутешительные последствия: 31 система орошения полей не будет иметь доступ к воде (на их территории собирали 4 млн тонн урожая), затоплены заповедные зоны и территории археологических раскопок, уничтожена среда обитания для 1016 видов флоры и 1140 видов фауны.

В случившейся ситуации больше всего вызывает удивление позиция международных организаций в лице ООН и Красного креста. Для каких чрезвычайных ситуаций их создавали? Или то, что случилось, по меркам этих структур еще не катастрофа?

Почему до сих пор в моем городе нет машин этих организаций? 500 тысяч человек через месяц останутся без воды! Почему машин ООН до сих пор нет в Херсоне и Олешках?

Машины эти спокойно стоят на стоянке в Киеве, выражая свою глубокую обеспокоенность. Правильно подметили активисты, сделав надпись на чистеньком автомобиле ООН: USELESS – бесполезный.

Фото thevillageua

Но есть и хороший момент в этом всем – россияне своими же руками снесли первую линию обороны и открыли ВСУ путь на левый берег.

Пока россияне пробивают очередное дно, отказываются эвакуировать людей в оккупированных Олешках, совершают хакерские атаки на телефоны экстренной помощи, усиливают артиллерийские обстрелы в местах эвакуации, украинцы со всей Украины в Херсоне спасают олененка, бобра, козу, корову, собаку и даже растения!

Фото @libkos

Выстоим!