Дневник войны

Екатерина Сельдереева

Дневник войны, глава 102. Как проходят праздники – эмоции и локации

Украинская журналистка Екатерина Сельдереева специально для читателей «Салідарнасці» описывает, чем живет Украина, переживающая второй год полномасштабной российско-украинской войны.

Все фото автора

Официально праздник Пасхи в Украине в 2023 году верующие восточного обряда по-прежнему отмечают один день, потому что в связи с военным положением в стране дополнительных праздничных выходных нет. Посещать ночную службу не запрещалось, единственное ограничение – нужно было прийти в храм до начала комендантского часа и, соответственно, дождаться его окончания, не покидая территории церкви.

В Кривом Роге Пасха прошла тихо и спокойно, за сутки сигнал воздушной тревоги звучал четыре раза. Криворожане не столько праздновали, сколько просто наслаждались хорошей весенней погодой и провозглашали манифест любви друг к другу.

В центре города была установлена огромная писанка, украшенная маленькими писанками-панно с традиционной и уникальной для Днепропетровщины петриковской росписью. В 18 веке ею украшали стены украинских хат-чепурушек (укр. «чепурити» – украшать), печи и бытовые вещи, а в 21 веке петриковская роспись внесена до нематериального наследия Юнеско.

«В хаті, як у церкві», – говорили жители Петриковки, которые никогда не знали крепостного права. Сейчас петриковская роспись – не только артефакт украинской аутентичной региональной культуры, а и живой, развивающийся вид живописи с современными школами и мастерами.

В криворожских церквях пока еще московского патриархата скопления прихожан не было.

А вот храмы православной церкви Украины пользовались популярностью. В том, что расположен в центре Кривого Рога, не иссякал поток прихожан, которые хотели освятить свои пасхальные корзинки. На обратном пути их обязательным ритуалом было семейное фото на память и дань истории – мини-экскурсия теологической археологии.

Дело в том, что рядом с церковью находится атриум с раскопками храма в честь святителя Николая Чудотворца, датированный 1761 годом. Храм несколько раз разрушался сначала татарской ордой, а в 30-ых годах уже большевиками.

В павильоне под стеклом можно увидеть: фундамент части каменного храма, макет Свято-Николаевской церкви, детали иконостаса, резьбу – украшения киотов, строительные инструменты, фрагменты стеклянных и керамических изделий.

После праздничного стола многие шли в парк наслаждаться прекрасной погодой, и чтобы к ужину освободилось место для еще одной паски.

Кстати, природа в городском парке уже во всю цветет и пахнет!

Вечером местные заведения предлагали разнообразный досуг для криворожан и гостей города. Например, можно было посетить мини-ярмарку цветов, встретить закат на летней террасе кофейни или принять предложение уютного ресторанчика и побаловать себя устричным гастроаттракционом.

Возвращаясь домой с городской прогулки того Пасхального воскресенья, я встретила женщину, которая шла и плакала. И не просто плакала, а выла от горя, постанывая спазмами от рыданий. Все это время она не отрывала мобильный телефон от уха и все время повторяла слова: «Это ужас, это ужас!» Первая мысль, которая возникла у меня в голове: «Я знаю причину ее горя».

Какое-то время назад я читала пост в Instagram Татьяны Костиной, издательницы, что специализируется на жанре фотокниг и сторителлинга, о том, как теперь мы становимся свидетелями чьего-то горя.  

Она пишет, как идя по своим делам в Одессе, встретила на улице женщину, что сидела на асфальте, держалась за бетонный столб и неистово рыдала. Как оказалось, у нее на фронте погиб брат. Затем к ним подошел мужчина и, узнав, что произошло, исчез на несколько минут и вернулся со стаканом воды и рюмкой. Четыре недели назад он потерял сына на фронте. Повернув голову и посмотрев в окно соседнего дома, в котором виднелась женская фигура, он сказал: «Мы знаем, как это».

Я шла домой и под разрывающий воздух звук воздушной тревоги думала, что скорее всего, причина горя женщины – также смерть родного человека на фронте.

У войны нет праздников. Мы по-прежнему платим очень высокую цену за каждый день своей свободы. Война – это не цифры. Война – это имена.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.2(12)