Комментарии
Дмитрий Растаев, «Белгазета»

Дмитрий Растаев: Как я покупал белорусское

На днях БТ показало занятный сюжет в криминальной хронике.

Один хитрован сбывал в магазины импортные товары под видом белорусских, предварительно поменяв на них бирку. «В чём фишка?» – спросите вы. Оказывается после таких манипуляций цена товара... возрастала, чуть ли не вдвое. «Купляйце беларускае!»

Дороговизна отечественной продукции стала уже притчей во языцех и мало поддаётся рациональным раскладам. «Почему в соседней Польше, которая не бьёт себя пяткой в грудь, утверждая, что она – социально ориентированное государство, при бóльших зарплатах цены кусаются меньше?» – вопрос этот задают уже не только живчики, ездящие на закупы в Белосток.

Впрочем, меня в белорусских магазинах больше смущают не цены. Нет, Рокфеллер мне свои миллиарды не завещал, но если вещь стоящая, я готов платить за неё хорошие деньги. Правда, стоящую вещь в белорусских магазинах найти трудно, но я ещё застал советские времена, когда сделать это было в разы труднее, чем сегодня – не привыкать.

Просто в белорусские магазины ходить не-при-ят-но. Тезис этот я хочу проиллюстрировать эпизодом из собственного потреб-опыта.

Понадобилось мне как-то купить себе выходной костюм. На рынке выбор таких костюмов невелик, да и мерять там не очень удобно, поэтому я отправился в фирменный магазин одного известного отечественного производителя (вероятно, симпатизирующего идеям коммунистического интернационала). Несколько лет назад я писал о нём заметку для местной газеты, и в уши мне тогда нажужжали много прелестного – и о качестве, и о сервисе. Вот я и решил, спустя годы, проверить правдивость этого жужжания.

Несмотря на раннее время, в магазине было мрачно, как в музее после закрытия. Свет горел не во всех секциях, торговый зал пустовал. Первое, что захотелось спросить, переступив порог: «Кого хороним?»

Заслышав шаги в зале, из подсобки выглянула продавец-консультант. Как в такой ситуации вели бы себя продавцы, тем паче консультанты, в литовском или польском магазинчиках? Во-первых, поприветствовали бы зашедшего на огонёк. Во-вторых, поинтересовались бы, чем могут ему помочь. В-третьих, помогли бы.

Моя же консультантша, похоже, напутала что-то при выборе профессии. Или невнимательно слушала лекции в торговом училище. Не сказав ни слова – какое там приветствие! – она нехотя вышла на середину зала и застыла как вкопанная. Костюм мне пришлось выбирать самому.

Пройдя вдоль стеллажей, нужного размера я не обнаружил. Более того, я не обнаружил вообще ничего, что хоть как-то радовало бы глаз. Унылые чёрные пятна перемежались унылыми серо-стальными. А хотелось чего-нибудь светлого... Но костюм всё равно был нужен.

«Девушка, такой-то размер у вас есть?» – окликнул я продавщицу. «Где-то должен быть...» – лениво отозвалась она со своего «поста». «А где это «где-то»? Может, покажете?» – не унимался назойливый я. Всё так же нехотя сорвав с места свою молодую, но уже располневшую гузку, продавец прошла в секцию костюмов и обвела скучающим взглядом вешалки.

«Нет, такого размера у нас нет», – покачала головой она. «А бывает?» – «Ну, вообще-то, бывает» – «И когда будет?» – «Не знаю... Может, в пятницу».

Консультантша, похоже, была из семьи потомственных партизан, так как слова из неё приходилось вытаскивать клещами. Поняв, что толку с таких консультаций мало, я решил действовать на свой страх и риск: «Нет костюмов – куплю пока брюки. А пиджак потом подберу отдельно».

Конечно, я не большой спец по фасонам и расцветкам, но скажите: это что, такой белорусский шик – кроить брюки и пиджаки из ткани, блестящей, как цинковый таз на солнце? Нет, я понимаю, что на колхозную свадьбу только такие и надевают – но ведь не все покупают костюмы для свадьбы в колхозе! Увы, других вариантов не обнаружилось – либо траурно-чёрные, либо колхозно-блестящие.

Примерка тоже преподнесла досадный сюрприз. Рост мой трудно назвать маленьким: 174 см. – нормальный средний рост. Но почему при нормальном среднем росте, в магазине отечественного производителя, я не могу найти брюки, которые не волочились бы за мной по полу? Этот производитель, что – официальный спонсор наших баскетболистов? Или он шьёт с таким расчётом, чтобы каждая брючина пришлась в пору президенту, буде тот посетит его магазинчик?

Перемеряв пар десять, я всё же выбрал одну, более-менее приличную, и направился к кассе. Из подсобки медленно выплыла кассирша. Отдав ей брюки, я отошёл к стеллажу с галантереей, чтобы подобрать ещё и ремень. «Ну, вы будете платить или нет?» – прогудела кассирша таким голосом, словно её вынули на мороз из тёплой постели, и она спешит вернуться в неё обратно.

В общем, из фирменного магазина отечественного производителя я ушёл с твердым решением никогда туда больше не возвращаться. Не думаю, что этот эпизод исключение из правил. Скорее, он и есть правило.

И об этом впору задуматься тем, кто намерен отвадить отечественного покупателя ездить «за пределы страны за этим барахлом». Цена + качество + культура обслуживания – вот те составляющие – вернее, их отсутствие – которые гонят белорусов прочь от родных прилавков. И никакие «сто долларов с носа» их не удержат, пока отечественный производитель & продавец не научится решать это уравнение в пользу отечественного же потребителя.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(2)