Спорт
Олег Шепелюк, «Все о футболе»

Дмитрий Екимов: «И не было бы Геворкяна в команде, но он дошел до машины и понял, что ключи-то остались в раздевалке…»

Экс-голкипер брестского «Динамо» рассказал, как в клубе за плохую игру штрафовали уборщицу, о «короне» на голове Юрия Цыгалко и о том, какие премиальные ему обещали, но не выплатили.

Он дебютировал в брестском «Динамо» еще в чемпионате Советского Союза. Поиграв в минском «Динамо» и в нескольких клубах российской первой лиги, коренной москвич Дмитрий Екимов вернулся к истокам — месту, где начиналась его профессиональная карьера. Планировал он задержаться в городе над Бугом надолго, вышло — всего на сезон. По его окончании вратарь дал корреспонденту «ВоФ» интервью, в котором раскрыл несколько тайн брестского «футбольного двора».

О приходе в «Динамо»

После сезона в Чите вернулся в Минск, где меня и застал звонок Геворкяна, который предложил поработать вместе. Я приехал в Брест. Вечером состоялась встреча с председателем правления клуба — очень приято побеседовали. Прошлись по комплексу, где команда готовится, — у меня только положительные впечатления: вот это руководитель — хозяйственник с большой буквы! И финал: «Ты. Дима, хороший парень... У меня в «Брестэнерго» 6 тысяч работников, и мне достаточно взглянуть человеку в глаза, чтобы оценить его Я вижу, что ты — порядочный человек. Из этого вытекает, что у порядочного человека такие же друзья, поэтому решай со Щиголевым, хочу видеть его в команде».

У меня теперь был второй пункт — уговорить Леху. Звоню ему в Москву, разговариваю с женой. Та говорит, что у него есть варианты. Я ей «Алла, есть великолепный вариант — поехали в Брест. Прикинь, 12 часов в ночном поезде — и ты на месте. Граница рядом, в выходные можно съездить в Варшаву, открыли Шенген — можно в Германию махнуть, всю Европу посмотреть. Да и город великолепный, в западном стиле».

Через пару часов мне Леха звонит «Ну ты молодец, жену завербовал. Прихожу домой с тренировки, а она мне говорит, что нужно обязательно съездить в Брест. Хотя бы посмотреть. А может, и контракт заключить».

Приехали в Брест, тренируемся. Франгесович все ходит и говорит: «Ребята, клуб, конечно, не может вам платить такие большие деньги, какие вы в России зарабатывали Но вы мне нужны, давайте искать консенсус. Консенсус нашли, я потерял в зарплате треть. Впрочем, меня радовали футбольные перспективы, не только мои, тренерские, но и команды.

Когда же Щиголев подписал контракт, у меня камень с души упал, с Алексеем у команды проблем в обороне не будет. Определили и цели на сезон. Шишко говорит «Задачи у нас такие — 6 место, финал Кубка, а у тебя Дима — персональная, хочу продать Цыгалко. И главное, ребята, не забывайте: вместе с Геворкяном вы отвечаете за результат».

Ясно, отвечаем, но к задачам и бонусы хотели бы получить. Это — к Мазько говорит.

Вскоре принесли бумаги гендиректору. За финал — пять «зеленых» пучков, за Кубок — 10 За 6 место — 5 и далее по возрастающей до первого, которое оценили в 30, чтобы у нас стимул был.

Через два дня Мазько нам сообщает: «Шишко, дескать, сказал, что суммы умеренные и вполне устраивают. Сейчас правда, его нет, вернется через несколько дней, и мы это внесем а контракты, как дополнительные условия. А пока давайте подпишем соглашения».

Ладно, думаем, в клубе ведь никого не обманывают, подписали. Полгода ходили к Мазько с просьбой зафиксироватъ джентльменское соглашение на бумаге — так ничего и не выходили, а с Шишко не встретились.

О тренерском опыте

За сезон мне не стыдно — ни перед ребятами, ни перед болельщиками, ни перед собой. Не думаю, то кто-то в команде может сказать, что Екимов бездельничал, лодырничал, нарушал режим. Работал наравне со всеми: своим любимчикам Франгесович поблажек не дает.

Да, ошибки вратарские были, но не ошибается тот, кто ничего не делает. Кроме того, я отвечал за подготовку вратарей — бесценный тренерский опыт. Со своими напарниками — Цыгалко и Звездиным — сразу наладил контакт.

На сборах я на Юру посмотрел: навыки, техника — все при нем. Но удивил «мусор» в его голове. Человек жил вчерашними успехами, вот с та-а-а-кой «короной» ходил.

Стал его убеждать, что с подобным подходом к работе толку не будет. А он мне: да я там играл, да тут, да у меня «девятки» за матч были, да меня в сборную вызывали. Мы ему: «Юра, эти газеты давно выцвели, открой «сундук» и положи «корону» рядом с ними. И начинай все сначала».

Удалось-таки мозги вправить. Сезон начал очень неплохо. Но после финала Кубка, где Цыгалко стал главным героем, команда его потеряла.

За 4 выходных дня Юре поступило несколько предложений, и ему уже было не до футбола. Говорит мне: «Дедушка, меня в Азербайджан зовут, предлагают столько-то». Поехали на игру в Гомель, а Юре уже не до игры, ждет финального свистка и собирается в Болгарию, где кавказцы сбор проходят.

И тут руководство повело себя нелогично: Цыгалко с Шишко дважды за неделю встречался, но в результате вратаря не продали, новый контракт не заключили, а после сезона он ушел как свободный агент. Во втором круге у него все пошло наперекосяк, он не о футболе думал, а о деньгах — сколько получит, на что потратит. Жаль парня, мог бы еще много пользы принести.

Сахарук после травмы вернулся и 4 игры провел на уровне. Звездин, конечно, еще «сырой», но тренер дубля Олег Король отметил, что парень за год вырос.

Всеми ребятами я доволен. И благодарен им. Был для них всем — и тренером, и мамой, и папой, и психологом, и врачом, и администратором, опьгг сам приобрел нешуточный.

О еврокубковом усилении

Кубок выиграли, первый большой успех брестского футбола за почти 50 лет существования команды случился. К тому же дебют в еврокубках близится, значит, думаю, руководство сделает все, чтобы команда продолжила достойное выступление и завершила сезон на мажорной ноте.

Первый круг ясно показал, что у нас огромные проблемы с завершением атак. Следовательно, надо как минимум приобрести пару форвардов. Поинтересовались у Геворкяна перспективами, тот сказал, что выделить серьезные средства на покупку игроков клуб не может, а предложенные кандидатуры Литвинчука и Денисени Шишко отверг.

Мы с Лехой к Мазько, тот старую пластинку заводит: Шишко занят, в отъезде и т.д. и т.п. Объясняем цель встречи: «Петрович, про долг речи вести не будем, надо об усилении состава потолковать». Толку — ноль.

Делать нечего, пошли в «Брестэнерго» записываться к нему на прием. Секретарша поинтересовалась — кто-такие, что надо, предложила единственную дату, а она как раз на день игры выпадала.

Не знаю, чем бы все это закончилось, если бы не случай. Идем по Дзержинского, около учебного центра «Брестэнерго» (там команда готовится к играм). Стоит «девятка» Шишко. Говорю Щиголеву: «Леха, ждем до упора, хоть час, хоть два, иначе потом корить себя будем».

Сели на лавочку, скучаем. Минут через 40 вышел Владимир Михайлович. Я ему: так, мол, и так, есть Денисеня и Литвинчук, за которых я могу поручиться. Первый приходит бесплатно, подъёмных не требует, главное для него — доказать себе и всем остальным, что он еще что-то может. А второй брестчанин, и за него «Минск» много не попросит.

Шишко в ответ: «Литвинчука я приглашал два года назад, он ушел в Жодино, и больше в команде я его видеть не хочу, а Денисеня — ломаный-переломаный».

Долго говорили, я доводы привел: у нас проблемы с составом, а Миша может всю бровку закрыть, Денисеня в ижевском «Газовике» полсезона правым защитником отыграл, когда ставить было некого, я его универсализму удивлялся. Убедили-таки, говорит: «Ладно, берем обоих».

С «Минском» начались переговоры по трансферу Литвинчука. Денисеня же приехал, переговорил с президентом и. заключив контракт, поехал оформлять документы, но через два часа позвонил и сказал, что ему только что сообщили из клуба, что соглашение аннулировано!

Я — в шоке, звоню Геворкяну. Он подтверждает, что председатель правления передумал, контракт разорван. Причину узнать невозможно: телефоны Мазько и Шишко отключены.

Чем можно объяснить такие метаморфозы? Пожалуй, лишь тем, что Владимир Михайлович не привык менять своих решений. Осознав, что какой-то Екимов почти сумел его переубедитъ и поменять ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНОЕ решение, Шишко решил остаться самим собой.

В результате «Динамо» усилилось не тренировавшимся три месяца Тодуа и Дунцом — парнем хотя и «играющим», но выступавшим в любительской шведской лиге! Всем было понятно, что эти покупки скорее на перспективу, а не на обеспечение результата здесь и сейчас.

О евродебюте «Динамо»

После жеребьевки началась бурная деятельность по организации выезда в Лиепаю. Говорят: есть три варианта. Первый — ехать до Минска поездом, оттуда — самолетом до Риги и автобусом до Лиепаи. Второй — лететь из столицы вместе с минскими одноклубниками опять же до Риги. И третий — ехать на автобусе.

Через пару дней проходит слух, возможно, клуб закажет чартер из Бреста в Лиепаю. Ну, думаем, вот это подход!

Вскоре после этого захожу по делам в офис, смотрю, куча анкет лежит — визы оформлять надо. И сверху два паспорта — наших водителей. С улыбкой говорю «Да на автобусе ведь 20 часов «пилить» придется». Немая сцена.

Пошли к Франгесовичу: «Разрешите лететь за свой счет». Тот ни в какую, мы — команда, должны ехать все вместе. И тут я допустил ошибку. Надо было идти до конца. В итоге — поехал на автобусе.

Меня потом друзья спрашивали, какие премиальные обещали? Никаких! Не верили. Команда так хотела играть в УЕФА, что о деньгах вовсе не думала! Что тут говорить, если у президента клуба даже времени не нашлось, чтобы прийти и пожелать доброго пути и удачи.

Только приехали (а люки все время нараспашку, жара на улице страшная) — у меня к вечеру ангина, температура под 40. Доктор капельницу поставил, лежу, не то что плюнуть, говорить не могу. Антибиотики пачками ел — так и не оклемался. Дебюта в еврокубках не видел — в автобусе лежал. Наш первый еврокубковый гол увидел только через полгода, когда диск с играми-голами подарили.

Приехали домой, я все отойти не могу. А мечта-то осталась, а мечта-то грызет — сыграть в Кубке УЕФА. Спрашиваю доктора, каковы перспективы? «12 дней постельного режима», — говорит.

Через 5 дней стал тренироваться понемногу — под свою ответственность. Думал, Франгесович хоть на 5 минут выпустит в домашней игре, но не судьба.

О втором круге

Никто не скажет, что команда «посыпалась». Просто такие эмоции, которые испытали никогда ничего не выигрывавшие ребята после победы в Кубке и участия в еврокубках, не проходят даром. Мы продолжали создавать моменты и не забивали. Забивного форварда, повторюсь, так и не купили.

К тому же начались проблемы в обороне — карточка или травма «выбивали» людей из основы, а замены не было. Весь сезон вытянули 14 человек. А это огромная нагрузка, прежде всего психологическая.

Плюс ко всему ребятам было тяжело перестроиться: вчера, к примеру, играли в кубке УЕФА, а сегодня — со «Сморгонью» или «Днепром». О проблемах Цыгалко я уже говорил, что же касается моей игры, то после ангины я так и не восстановился. Организм не обманешь — два месяца мучился со спиной, потом потянул мышцу задней поверхности бедра.

Но если бы командные проблемы ограничивались только этим. После матча с «Металлургом» Шишко зашел в раздевалку, всех поблагодарил, пожал руки и сказал: «Ребята, молодцы, играли достойно, мне за вас не стыдно».

Но через два дня все изменилось — устроил собрание и разнос: «Как вы играли? Это просто катастрофа — головы опущены, вы никого не видите, не знаете, кому пас отдать! Я приглашу на разбор игры Штанге, пусть он научит вас в футбол играть».

Потом спросил Геворкяна, что тот скажет. Франгесович был краток: «Что сказать? Я ухожу». Развернулся и вышел.

Шишко: «Догоните, я его не отпускал». И не было бы Геворкяна в команде, но он дошел до машины и понял, что ключи-то остались в раздевалке…

В результате Шишко уговорил главного тренера остаться. Но разносы продолжались. После игры с «Днепром» устроил собрание и объявил, что все, включая и уборщицу, будут оштрафованы и лишены половины зарплаты. Потом, наверное, одумался и сказал, что не все потеряно, он, мол, посчитал: если «Динамо» в оставшихся 8 матчах одержит 5 побед и 3 сведет вничью, то все будет в порядке — мы займем 8 место.

Я сказал, что не согласен ни со штрафом, ни с оценкой игры. А косвенным подтверждением моих слов стали факс, пришедший в офис «Динамо» от минских одноклубников, которые заинтересовались Мозолевским, и звонок президента БАТЭ, которое хотело купить Володько.

Это вызвало бурю возмущения со стороны президента клуба «Команду растаскивают!» Мазько вызывает Диму: «Что это такое? Ты собрался в Минск перейти? Так не думай, мы за тебя ценник выставили — миллион. В евро»...

Об итогах сезона

Земной поклон фанатам, болевшим и поддерживавшим меня — старался играть и радовать вас. Спасибо и тем, кто болел против — старался доставить вам минимум удовольствия.

На заседании правления клуба, подводя итоги года, Шишко устроил разнос Геворкяну. Мол, 12 место — худший результат в истории клуба, это позор. Но добавил, что есть некоторые положительные моменты. Кстати, если бы он хотел сделать другой вывод, то именно эти «некоторые моменты» и стали бы во главу угла.

Первое — впервые истории брестского футбола команд выиграла трофей. Кубок — это навсегда. Второе — впервые команда выступила в еврокубках и достойно сыграла. Третье — обкатали всю брестскую молодёжь. Четвертое — Мозолевский сыграл в сборной Беларуси. Пятое — Сокол уехал в европейский клуб. Шестое — к игрокам «Динамо» ведущие клубы страны проявляют серьезный интерес. Седьмое — затраты на покупку игроков оказались меньше, чем деньги, вырученные за их продажу.

А «минус» один — 12-е место. Но от 10-го, привычного для «Динамо», нас отделило 1 очко, то есть, возможно, один мяч, который мы не смогли забить в 12 играх чемпионата из 26. А ведь Шишко предлагали взять двух форвардов — он отказался…

Об уходе из команды

Когда я подписал контракт, сказал Лехе: «У меня три задачи на сезон — выиграть Кубок, сыграть в Кубке УЕФА и взять «серебро». Щиголев рассмеялся и спросил, почему именно так. Отвечаю: «С Минском я взял «золото», играл в финале Кубка Беларуси, в Кубке УЕФА сидел на «банке» — хочу выйти хоть на 5 минут. А с Брестом 15 лет назад взял «бронзу». Только «серебра» для комплекта и не хватает.

К сожалению, не все удалось, хотя был уверен, что в команде останусь. После сезона интересуюсь у Шишко перспективами. Говорит: всё решает главный тренер. А что по бонусам? Руки на груди скрестил, смотрит искоса: «Вы заняли 12 место, и у тебя есть совесть говорить о бонусах? О Кубке все уже давно забыли. Вместо обещанных 15 тысяч я дам две с половиной. Можешь ругаться, можем беседовать час, два, но решения я не изменю».

В итоге его слова о приорите тренерского мнения оказались, мягко говоря, неправдой. Франгесовича он слушать не стал и просто не продлил со мной контракт. Причин объяснять не стал.

О перспективах «Динамо»

Сейчас в клубе противостояние двух личностей. Шишко хотел снять Геворкяна и снял бы, если бы не заступничество губернатора Константина Сумара.

Суть в том, что у Геворкяна главное — это команда, на благо которой все и должны работать. А у Шишко другое мнение.

За три года команда не добилась ничего, а тут приходит Геворкян, из ниоткуда, и выигрывает вчерашними дублерами, неизвестными никому украинцами, грузином и двумя россиянами-пенсионерами Кубок. При тех возможностях, которые есть в Бресте, команду можно построить за два-три года. Причем такую команду, для которой непопадание в призеры было бы расценено, как неудача.

Это объективная реальность. Но возможно это при одном условии — если за результат будут отвечать два человека — президент и главный тренер. А контролировать выполнение задачи — губернатор.

Вот сейчас команда поедет на сбор в Турцию, а затем будет дома готовиться на синтетике. 15 марта — в бой с «Гомелем» на Кубок. Притом, что приобрели одного Ковалюка, назначив его в обход мнения главного тренера капитаном, а потеряли Цыгалко и Сокола, выполнить задачу — 6 место в сезоне — нереально. Но комплектованием занимается президент, а отвечать будет главный тренер. Между тем в «Динамо» готовы были играть и Сосновский, и Шагойко, и Клименко…

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)