Дмитриев: «Идет принципиальная война ценностей, и мы можем оказаться как по одну, так и по другую сторону»

Бездействие приведет к катастрофе.

Политик — о последствиях для Беларуси за соучастие в войне на Украине и о том, что сегодня может сделать каждый белорус.

— Весь мир, который мы с вами знали до этого, изменился с прошлого понедельника, с признания Путиным «ЛНР» и «ДНР», — сказал Андрей Дмитриев в своем итоговом стриме.

Было понятно, говорит политик, что российский правитель на этом не остановится, но многие эксперты полагали, что продвижение было поступательным — и ошиблись:

— Путин решил никому не давать очнуться, в том числе Украине в Европе. Конечно, у российской власти было много расчетов — думаю, один из них был на то, что, когда полетят русские самолеты, украинский народ сам «стряхнет» ту хунту, под которой, в кремлевском понимании, он находится, вывесит другие флаги и нужно будет только дойти до Киева.

Оказалось, что за 8 лет многое изменилось. Украинцы по-прежнему не любят свою власть, но не считают, что это повод менять ее на власть Кремля, и уж тем более не видят никаких «фашистов», «нацистов» и так далее. В ситуации войны мы видим, как и Зеленский, и весь украинский народ сопротивляются желанию Кремля закончить операцию быстро.

При этом я считаю, что уже нет хороших сценариев. Главная история для Украины — как из совершенно ужасной перевести ситуацию в очень плохую, перевести ее из блицкрига, на который в Кремле очевидно рассчитывали, в затяжную, с множественными очагами, которые можно как-то контролировать и рассчитывать силы. То, что Украина держится эти дни, означает уже очень много.

Второй ключевой момент, говорит политик — изменившееся отношение, «революция сознания» Европы, которая от поддерживающей риторики и молитв за Украину всего за несколько дней перешла к поставкам оружия. Перспектива «железного занавеса», который цивилизованный мир опустит перед российской «армией освободителей», все более очевидна.

Но каждый день противостояния увеличивает и вероятность прямого участия Беларуси в военном вторжении. И здесь, по мнению политика, самое важное, что могут и должны делать белорусы — не молчать:

— После двух лет тотального уничтожения общества, уголовных сроков, «выталкивания» из страны несогласных — то, что сегодня люди продемонстрировали свою позицию, я считаю уникальным событием.

Мне не нравится, когда сами белорусы начинают писать что-то в духе: «Мне стыдно, мы в ответе…» Я понимаю, когда это пишут украинцы, оказавшиеся под залповым огнем, вынужденные ночевать в метро, потому что боятся русских бомбежек… Но мы не в ответе. Вот когда в Беларуси пройдут выборы, где вы будете уверены, что голоса посчитали честно, что ваши гражданские права соблюдаются, что вы можете организовать акцию согласно закону, но промолчите — вот тогда вы будете в ответе. Но сегодня — забудьте за то, что мы несем за это ответственность.

А за что несем? За то, что бездействуем — если не высказались, как к этому относимся, не поделились реальной информацией. Информационный фронт не менее важный, чем другие фронты. Не недооценивайте собственных усилий, они важны. Мы не имеем права молчать, смотря на то, что происходит.

Задача Лукашенко на сегодня мне понятна: это попытка не влезть с головой в военную операцию. Но пространство для маневра у него такое маленькое, что там и пятку поставить негде. И да, к этому привели события, в том числе, 2020 года, когда властью был выбран путь не договариваться с обществом, не искать компромиссов, а продавить, сломать об колено…

Что значит для Беларуси соучастие в военном конфликте? Андрей Дмитриев перечисляет ближайшие перспективы:

— Мы уже неизбежно будем хлебать часть санкций одной ложкой с Россией. В отличие от 2014 года, для всего мира Беларусь сегодня является частью российского плана — и даже мирные переговоры. А если они сорвутся, если в итоге не будет подписано хотя бы соглашение о прекращении огня, то шансы на то, что Россия будет давить на то, чтобы Беларусь приняла полноценное участие в военной операции, серьезно возрастают.

Но нужно помнить: нет ни одного международного обязательства, согласно которому мы должны вступить в этот конфликт на стороне России. Все обязательства, и в ОДКБ, и с Россией непосредственно, касаются нападения на одного из союзников.

Я считаю, что наши усилия сегодня должны быть направлены на два главных момента. Мы должны сделать все, чтобы власть знала, что общественное мнение против вступления наших военных в этот конфликт. Не дай Бог, начнут приходить гробы из Украины. И мы должны быть частью информационной войны: говорить о том, что происходит, крайне важно. Говорить во всех соцсетях, заявлять это военным министерствам, написать своему депутату о том, что наша территория не должна быть частью военной операции России, что Беларуси в этом конфликте делать нечего, а России с ее войсками нечего делать в Беларуси.

…Мир изменился. Идет принципиальная война ценностей, и мы можем оказаться как по одну сторону, где произойдет создание Советского Союза 2.0., так и по другую. Мы все участники исторического процесса, и от того, как мы себя поведем, зависит очень многое.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(48)