Политика
Камила Ужик, Euramost

«Для возобновления санкций достаточно одного чиха со стороны властей»

Директор Белорусского Института Стратегических Исследований Виталь Силицкий рассказал, почему диалог между официальным Минском и Евросоюзом становится все более конфликтным, кто против отмены санкций в отношении белорусских чиновников и какие ближайшие события станут лакмусовыми бумажками.

— Господин Силицкий, недавно Вы стали участником трех европейских мероприятий, которые непосредственно касаются отношений Беларусь-ЕС и в ближайшее время смогут непосредственно повлиять на место Беларуси в Европе. Это брифинг экспертов по ситуации в Беларуси для представителей Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, Рабочей группы по Восточной Европе и Центральной Азии и других заинтересованных сторон. Это круглый стол, посвященный Беларуси, в Центре европейских реформ в Лондоне. Это конференция "Беларусь — ЕС: шесть месяцев спустя", организованная в Европарламенте Офисом за демократичную Беларусь. Каково на сегодняшний день положение Беларуси в Европе?

— Естественно, сегодня мы находимся в ситуации определенного распутья, потому что в результате того диалога с Европой, который начался во второй половине прошлого года, был достигнут и определенный внутриполитический диалог в стране. Ситуация подошла к той черте, когда Евросоюзу начало казаться, что того, что достигнуто, слишком мало. А белорусские власти считают, что этого слишком много.

Диалог становится все более конфликтным. Встают два главных вопроса. Первый — это примут ли окончательное решение об отмене санкций, действие которых было приостановлено. Причем надо отметить, что были приостановлены только некоторые из санкций (экономические санкции остались нетронуты). Второй вопрос — это вопрос о вхождении Беларуси в программу «Восточное партнерство».

Надо понимать, что Европейский Союз устроен своеобразным образом, где решения и документы готовятся чиновниками в Брюсселе, а принимаются странами-членами ЕС. Евросоюз устроен так, что все решения принимаются путем консенсуса. Это значит, что для отмены или очередной приостановки санкций, за которые мы выступаем, должны проголосовать все 27 стран.

На сегодняшний день таких стран 22 или 23, и решение любой из 4 или 5 оставшихся стран может означать возобновление санкций с 13 апреля 2009 года. Это произойдет, если в ЕС не будет достигнут консенсус по белорусскому вопросу.

Что касается вопроса о «Восточном партнерстве», то здесь сложилась очень интересная ситуация. Как ни странно, белорусские власти более заинтересованы в этой программе, чем власти других стран, на которые распространяется эта инициатива. Для таких стран, как Украина, Грузия, этого уже мало, они уже стремятся к более тесной интеграции с ЕС. Для Армении и Азербайджана это может быть немножко далековато. Для белорусской же власти этот проект дает возможность легализовать себя в Европе.

Белорусские власти это понимают и выставляют свои условия, пытаясь исключить любой вопрос, связанный с правами человека, с демократией в Беларуси, и с частичным участием Беларуси в «Восточном партнерстве». То есть, либо все, либо ничего. Складывается определенная ситуация войны миров.

— Вы сказали о том, что 4-5 стран-членов Евросоюза могут блокировать принятие решения о снятии санкций с Беларуси. Какие это страны и почему, на Ваш взгляд, они могут блокировать это решение?

— Некоторые страны не оглашают свои позиции. Но доподлинно известно, что против Нидерланды, что пока против Великобритания и Мальта.

Со стороны стран так называемой старой Европы это сознательная попытка торпедировать любые попытки Евросоюза больше ангажироваться на восток от своих границ. Эти страны считают, что расширение ЕС на восток пять лет назад было преждевременным. Они видят в этом причины своих экономических, социальных проблем. Поэтому для этих стран вопрос об участии Беларуси, и о санкциях в отношении Беларуси, — это просто хороший повод снизить интенсивность вовлечения в ЕС тех стран, которые находятся по периметру ЕС. Это стремление ЕС к своеобразной самоизоляции.

С другой стороны, достаточно близка к позиции этих стран позиция Швеции, которая очень заинтересована в расширении влияния ЕС на восток, но там реально стоит вопрос о правах человека. Так что мотивация очень разная, начиная с чистой прагматики, с того, что слишком много ртов на европейский пирог, до каких-то идеалистических мотивов.

— Приближается 25 марта. И всем известно, как проходил и чем заканчивался этот день. Сможет ли либерализация отношений с Евросоюзом повлиять на поведение белорусских властей в этот раз?

— Сегодня ситуация такая, что для возобновления санкций достаточно одного чиха со стороны властей. И если 25 марта будет такой же разгон, как в прошлом году, то санкции введутся полностью.

Вообще это очень сложный вопрос, потому что никто не защищен от каких бы то ни было провокаций. Ситуация настолько тонкая, что ее можно сорвать и без участия властей. Достаточно нескольких сотрудников спецслужб, достаточно очень маленькой операции очень маленького отдела федеральной службы безопасности России. И несколько их коллег в Минске ангажируют нескольких представителей радикальной оппозиции — и достаточно небольшого концерта в Минске 25 марта, чтобы диалог сорвался.

Однако опыт показывает, что когда власть не хочет разгона, она на него не идет. И даже в позапрошлом году, когда были попытки таких провокаций на Европейском марше 25 марта 2007 года, власть воздержалась от силовых сценариев. Так что, несмотря на то, что технически работа неких элементов спецслужб, которым не нужен этот диалог, возможна, власть пока что в состоянии контролировать этот процесс.

На сегодняшний момент есть несколько ключевых моментов: это 25 марта, это съезд Союза поляков Беларуси на следующей неделе, в меньшей мере это обжалование дела АRCHE в областном суде, и где-то посередине — это дело троих предпринимателей из Волковыска. Эти события — лакмусовые бумажки, и они покажут, насколько властям самим нужен этот диалог.

Сегодня они могут быть использованы властью как разменные монеты, т.е. мы не разгоняем, мы их выпускаем и т.д., а вы перестаете предъявлять некие дополнительные критерии и претензии. Такой ход со стороны властей абсолютно возможен. Но опять таки повторюсь, что одной вспышки вполне достаточно, чтобы санкции были восстановлены.

 

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)