Политика
Сергей Балай

«Для НАТО мы – кратчайшая дорога на Россию, а для России – балкон, нависающий над странами Балтии и Польшей»

Гражданская кампания «Говори правду» на круглом столе обсудила с экспертами вопросы нейтралитета Беларуси, состояние белорусской армии и проблемы территориальной обороны.

По мнению организаторов круглого стола, события в Украине подняли вопросы национального суверенитета Беларуси на новый уровень. Возникла необходимость обсудить состояние и потенциал белорусских вооруженных сил, позицию военного нейтралитета Беларуси, а также состояние армии и эффективность широко разрекламированной Александром Лукашенко территориальной обороны.

Военный обозреватель Александр Алесин не видит объективных условий для сохранения военного нейтралитета Беларуси.

– В 1996 году между Беларусью и Россией был подписан ряд договоров, предусматривавший льготы и преференции для Беларуси в обмен на Ганцевичскую станцию предупреждения и центр связи в Вилейке. Кроме того, в случае военной угрозы Беларусь предоставляет России свою военную инфраструктуру, – рассказал эксперт. – Отечественное машиностроение ориентировано на восток, а Россия, в свою очередь, обеспечивает наш МАЗ, БелАз, МТЗ работой. Туда же ориентировано и сельское хозяйство. Выходит, что за наши оборонные услуги Россия обеспечивает белорусскую экономику. О каком нейтралитете в такой ситуации может идти речь?

По мнению эксперта, военный союз ОДКБ, участником которого является Беларусь, обеспечивает стабильность России в Центральной Азии.

– В этом военном союзе Беларусь не получатель, а донор безопасности, который будет оказывать помощь техникой и живой силой, если понадобится, – продолжает Александр Алесин. – Так что говорить о каком-либо нейтралитете Беларуси в существующем порядке вещей нельзя.

Исследователь истории пограничной службы, полковник Леонид Спаткай продолжил мысль о невозможности нейтралитета в современном мире.

— Весь мир тяготеет к одному либо другому полюсу, даже много веков нейтральная Швейцария и Швеция тяготеют к Евросоюзу. В одиночку просто невозможно выжить в нынешнем мире, – высказал мысль эксперт. – С советских времен Беларусь считалась сборочным цехом все собравшиеся за этим столом прошли советскую военную школу и поддерживают отношения с коллегами в России, Украине, которые могут занимать как пророссийскую, так и проукраинскую позицию. О каком нейтралитете Беларуси можно вести речь в сложившейся ситуации?

По мнению Леонида Спаткая, если понадобится «защитить интересы русского мира» в Витебской области, повторение ситуации с Крымом возможно и у нас.

– В белорусской армии, силовых структурах, внутренних войсках масса офицеров и руководящего состава, закончивших советские и российские военные ВУЗы, – констатирует эксперт. – Из таких кадровиков никто не рассматривает Беларусь как субъект мирового военного права. По их мнению, мы форпост, «западные ворота» и часть военно-политического пространства России.

Александр Алесин высказал мнение, что если бы Украина изначально определилась, какую сторону она поддерживает, до аннексии Крыма дело не дошло бы.

– Сегодняшнее положение Украины обусловлено тем, что она плавала в проруби между двумя берегами, сохраняя нейтралитет. Ее тянуло то в одну сторону, то в другую. Если бы она определилась с выбором политического и военного направления своего сотрудничества, то сохранила бы территориальную целостность, – сделал вывод военный аналитик. – Та же ситуация складывается и с белорусским нейтралитетом. Для НАТО мы – кратчайшая дорога на Россию, а для России – балкон, нависающий над странами Балтии и Польшей. Нейтралитет в такой ситуации – заблуждение. Нам его никто не даст.

Генерал Валерий Фролов также назвал идею о нейтралитете идеальной мечтой.

– Посмотрите, даже нейтральная Швейцария тратит большие деньги на самооборону. Такая же ситуация в странах Балтии. Литва, Латвия и Эстония видят в России агрессора и даже не помышляют о нейтралитете, – продолжает мысль эксперт. – Наше желание «отсидеться в бульбе», сохраняя нейтралитет можно назвать мечтой обывателя.

Отдельное внимание собравшиеся уделили вопросам состояния современной белорусской армии, перспективам ее перевода на контрактную форму и территориальной обороне.

– По своей сути современная белорусская армия — это остатки белорусского военного округа, который сокращался и ужимался до тех пор, пока не стал требовать такого минимума денег, который современному руководству Беларуси не жалко на него тратить, – охарактеризовал действующий порядок вещей руководитель проекта BelarusSecurityBlog Андрей Поротников. – Что могут сделать упомянутые Александром Лукашенко в интервью с Шустером «быстроразворачиваемые» 15 тысяч белорусских войск? Если агрессором будет Запад, то быстро, красиво и героически умереть.

Эксперт отметил, что ситуация в Крыму наглядно продемонстрировала военный потенциал России.

– С учетом флота, авиации, максимум, что собрала Россия, это 220 тысяч военных без привлечения ФСБ, погранвойск, внутренних войск, полиции, – приводит цифры Андрей Поротников. – Конечно, «быстроразворачиваемых» 15 тысяч мало, чтобы победить российскую группировку, но достаточно, чтобы противостоять, с учетом мобилизации и привлечения резервистов.

На вопрос, сможет ли защитить Беларусь территориальная оборона, все участники дискуссии пришли к выводу, что при нынешнем ее состоянии оборонный потенциал заканчивается раздачей генеральских лампасов руководителям областей.

– Следует понимать, что в СССР агрессор был четко обозначен: воевать будем с капиталистическими агрессорами, – отметил один из создателей «Беларускага згуртавання вайскоўцаў» Алесь Станкевич. – Для эффективного поддержания боевого духа у населения нужно заниматься идеологией постоянно, воспитывая у каждого поколения национальное самосознание. Это дело не одного десятилетия. Возможно, те портреты Кастуся Калиновского и гетмана Константина Острожского, которые появляются в кабинетах истории белорусских школ, со временем дадут свой результат. Пока территориальная оборона морально и физически не готова воевать, а ее боеспособность ограничивается раздачей генеральских лампасов губернаторам областей.

Александр Алесин, в свою очередь, отметил, что белорусская оборона в нынешней ситуации развернута на 180 градусов.

– Но если мы говорим о самостоятельном государстве, то оборона должна быть развернута на 360 градусов и быть готова к любой агрессии. Территориальная оборона будет эффективна при реальном организационном процессе и идеологической подготовке. Но эта задача на сегодня – повод для изменения самосознания всего общества и страны, – подвел итог эксперт.

По итогам круглого стола «Говори правду» отправило запросы в Министерство обороны и Палату представителей с целью выяснить, сколько средств потрачено на территориальную самооборону и что сделано за период с момента ее создания.

– Также мы предложили Министерству обороны дискуссию по развитию территориальной обороны и осуществлению гражданского контроля с участием «Говори правду» за деятельностью белорусской армии, – обобщил результаты круглого стола заместитель руководителя гражданской кампании «Говори правду!» Андрей Дмитриев.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)