Филин

Анна Ваниславская

Диджей Papa Bo: «Идет принудительная тотальная жесткая русификация, уничтожение беларусской музыкальной сцены на корню»

Арт-менеджер, диджей (Papa Bo), бывший политзаключенный Александр Богданов — о последствиях культурного «импортозамещения».

О том, что происходит с шоу-бизнесом в Беларуси, лучше всего говорят афиши с именами российских поп-исполнителей и лояльных к власти беларусских артистов.

«Я помню времена, когда в Беларуси выступали Rammstein, Стинг и сэр Элтон Джон! А сейчас в нашем дворце культуры — в лучшем случае шансонье Артур Руденко, а в Минске — Киркоров или российские артисты второго эшелона», — рассказала в недавнем интервью «Салідарнасці» наша читательница из Молодечно.

Филин поговорил с арт-менеджером Александром Богдановым о том, к чему может привести засилье русскоязычной попсы.

— Я считаю, что ивент-индустрия сейчас в Беларуси в стагнации полнейшей, она достигла дна по ряду причин. Во-первых, это ужесточение правил получения документов. Концертная деятельность является сертифицированной, и разрешение на нее выдаются Минкультуры. Их могут получить организаторы, которые приближены к властям или являются госучреждениями.

Огромное количество организаторов, которые работали от ИП, у которых были частные концертные предприятия, как у меня, например, сейчас не прошли бы сертификацию и не смогли действовать на территории Беларуси.

Во-вторых, людей, которым разрешают организовывать концерты, обязательно проверяют на предмет судимостей. Большинство организаторов концертов (не попсовых и не госпраздников) как минимум по 15 суток отсидели.

Насколько мне известно, многие организаторы альтернативных концертов, рейвов либо выехали, потому что не могли действовать на территории Беларуси, либо сидят.

В-третьих, уничтожены все независимые площадки, а те, которые остались, вынуждены, к сожалению, работать с тем, что есть. Я заглядываю на BezKassira.by и kvitki.by, чтобы посмотреть, что происходит, на что продаются билеты.

В основном на этих оставшихся «независимых» площадках происходят кавер-концерты, дискотеки 90-х-нулевых. Очень много кавер-мероприятий: симфонические каверы, саундтреки из фильмов. Это новый тренд в связи с тем, что нельзя ничего больше.

Что из этого выйдет? Полное выкашивание независимого, национального. Потому что ни один независимый беларусский коллектив сейчас на родине выступить не может — даже те, кто живет в стране. Например, группы «Петля пристрастия», «Кассиопея», Intelligency — известные команды, которые и в Минске, и за рубежом собирают много людей. Все они в черных списках режима. Что делать людям, которые остались в Беларуси, даже не представляю.

Засилье русской попсы приобрело колоссальные масштабы. Беларусским исполнителям можно выступать, только если ты государственный артист, а что касается западных — нет организаторов, которые могут их привезти.

Идет принудительная тотальная жесткая русификация, уничтожение беларусской музыкальной сцены на корню. Сейчас фактически вся беларусская современная музыка функционирует в эмиграции.

— Для многих беларусов шенгенские визы недоступны и поехать в Европу они не могут, чтобы послушать любимых исполнителей.

—  К сожалению, да. Даже если вопрос с визой решен, это слишком серьезные временные и финансовые траты, чтобы поехать в Варшаву, например, на Naviband, отстоять 10 часов на границе. Усиленный досмотр, удаление чатов…

Ставлю себя на место человека, живущего в Минске и желающего поехать на концерт. Наверное, отказался бы платить такую серьезную цену, чтобы съездить на концерт любимой беларусской группы.