Кино
Максим ЖБАНКОВ

«Девушка из воды»//Cказка нашего бассейна

Еще в шварцевском «Обыкновенном чуде» знаменитый Охотник сетовал. Мол, трудно создать себе репутацию, но еще труднее — ее поддерживать: «Опять скажут — убил медведя как в прошлом году, ничего нового не внес в дело охоты!». Похоже, голливудский «чудо-мальчик» М.Найт Шьямалан испытывает те же проблемы. После прорывного «Шестого чувства», завернутых «Знаков» и никакого «Таинственного леса» его фантазия остро нуждается в подзарядке. Шьямалан ищет спасения в детских сказках: его новая «Девушка из воды» одновременно простодушна и претенциозна.

Рецепт не нов: в свое время другой самородок Люк Бессон честно признался, что «Пятый элемент» — всего лишь экранизация его детской фантазии, наскоро записанной чуть ли не в тетрадке по математике. Американский индус Шьямалан с не меньшей гордостью сообщает, что в основу сценария «Девушки» легли истории, которые перед сном слушали его дети. Что само по себе трогательно, но скорее выглядит удачным маркетинговым ходом, чем гарантией качества продукта.

Сказка перед сном — это, знаете ли, особый вольный жанр. Совсем не похожий на детально просчитанные сценарии, которыми прежде славился наш герой. Результат налицо: коктейль «По волнам моей памяти», где Толкиен, Хичкок и горец МакЛауд сбивчиво пляшут огненную джигу. А зритель, несколько припоздавший к началу банкета, стабильно пребывает в некотором недоумении.

Кажется, что сперва Шьямалан затеял непритязательную городскую сказку о волшебных девах, приходящих из грязноватого бассейна в центре двора, рыцарях, ничем не отличающихся от обычных водопроводчиков и жутком Звере, похожем на одичавшего волкодава. И чудесно, и замечательно — был бы просто еще один детский фильм. Но на режиссера давит репутация создателя «парадоксальных триллеров» и Шьямалан начинает чудесить.

Обстановка легкого безумия, которой наполнен быт жильцов высотного дома близ русалочьего бассейна, вполне достойна Поланского и Чандлера. Обыватели, от которых неожиданно требуется выполнение невероятно важной Миссии (правда, никто не знает какой), суетятся как толкиеновские хоббиты. Сама загадочная водяная дева — типичная жертва из «черного» детектива, отмеченная всеми признаками легкого психического расстройства. А главный герой — тихий толстяк-вахтер в мятой майке, переживающий жизненный кризис — смотрится чистым Денни де Вито из «Кто подставил кролика Роджера». Себе Шьямалан тоже отвел место на экране: он играет — ну конечно же! — мыслителя, трактат которого призван спасти мир.

Ночные проходы по тёмным лестницам, тяжелое дыхание из-за угла, труп в темном чулане, блиц-предсказание будущего, магические обряды с постоянными перепалками («Это он Разгадыватель! — Нет, это она Разгадыватель!»), хищники, вырастающие из газона… В этот раз мастер интриги откровенно увлечен созданием «атмосферного» кино. Он активно играет с фактурой, пока позабытая всеми цепочка событий потихоньку ползет своим ходом.

Что ж, это очень эффективный ход: завороженный картинкой зритель, безусловно, досидит до конца — как кролик перед удавом. И лишь потом с удивлением обнаружит: фирменный шьямалановский сюжетный поворот в финале здесь так и не случился, тщательно выстроенное «тёмное» настроение улетело в никуда, русалка удалилась на плохо нарисованной магической птице, а в руках обывателей осталось лишь невнятное обещание мировой гармонии.

Увы, сюжет не вынес тяжести визуального ряда и погиб под его обломками. И поделом: каждому ясно, что в городских бассейнах правильные русалки не водятся. А если они уже в воде, зачем их оттуда спасать?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)