Скандалы
Шарунас Черняускас, ru.DELFI.lt

Департамент госбезопасности Литвы рассказал, на кого в Беларуси работал шпион

В понедельник в Генпрокуратуре Литвы состоялась пресс-конференция, посвященная подозреваемому в шпионаже в пользу другой страны гражданину Литвы.

Рассказать о резонансном событии приехал генеральный директор Департамента госбезопасности Литвы (ДГБ) Гедиминас Грина и заместитель генпрокурора Дарюс Раулушайтис.

До пресс-конференции СМИ знали лишь, что во время крупной контрразведывательной операции был задержан гражданин Литвы Р.Л. Несколько больше информации предоставили главы прокуратуры и ДГБ.

- Обвинения в шпионаже были предъявлены гражданину Литвы, которого обвиняют в шпионаже в пользу Беларуси, по заданию белорусских спецслужб, - сказал Раулушайтис.

По его словам, ведется еще одно похожее расследование. Надеются, что и второе дело вскоре окажется в суде.

По словам Раулушайтиса, подозреваемые в шпионаже задержаны.

Глава ДГБ Гедиминас Грина сказал журналистам, что операцию длилась три года, а может и больше.

- Это была достаточно сложная операция. Разведчикам пришлось проявить мудрость в ходе этой операции, - сказал он.

Начальник Литовского бюро криминальной полиции Роландас Кишкис заявил, что собрано достаточно "данных" для доказательства факта шпионажа.

Работал в компании, связанной с управлением полетами

Раулушайтис конкретно назвал, что задержаны двое подозреваемых в шпионаже. И все же было названо место работы одного из них.

- Этот человек работал в одной из компаний, связанных с управлением полетами, - сказал он.

По словам Раулушайтиса, Р.Л. был задержан примерно год назад, он житель Вильнюса. Не раскрывают, пытался ли работавший в секторе авиации человек получить доступ к данным о силам НАТО.

По словам Кишкиса, шпионов интересовала информация как о гражданской, так и о военной авиации. Какой ущерб он мог нанести, прокуроры, полиция и ДГБ не называют. "Мы не можем рассказать, что мы знаем", - прибавил Грина.

Пока не называют, в пользу какой страны шпионил второй задержанный.

Глава ДГБ Грина подтвердил, что работали и с военными – с военной контрразведкой.

Могла пользоваться и Россия

Глава ДГБ Грина не скрывал, что этой информацией могла пользоваться и Россия, поскольку в контексте разведки "Беларусь и Россия - страны-союзники".

Заместитель генпрокурора Раулушайтис также подтвердил это предположение.

- Вероятно, информацией, которая есть у белорусских спецслужб, обмениваются с российскими службами, - сказал он.

О втором подозреваемым больше информации не дают. И все же утверждают, что в его отношении расследование будет завершено в течение нескольких недель, в худшем случае, в течение нескольких месяцев.

- Оба они граждане Литвы, - сказал Раулушайтис.

- Этот инцидент показывает, что функции, которые выполняют службы безопасности страны, очень важны, когда в регионе усилилась угроза безопасности. Во время судебного процесса выяснятся дальнейшие факты, мы должны дать суду возможность выполнить свои обязательства, - передала DELFI комментарий премьера Альгирдаса Буткявичюса его пресс-секретарь Эвелина Буткуте-Лаздаускене.

Почему это первое дело такого типа

ДГБ сообщает, что это первое подобное дело, переданное в суд после того, как в силу 1 января 2013 года вступил в силу закон о разведке.

Бывший глава парламентского Комитета нацбезопасности и обороны (ПКНБО) Арвидас Анушаускас сказал, что в сообщениях подчеркивается, что это первое такого рода дело, поскольку прежде ДГБ сам курировал расследование, поэтому в ходе расследования детали часто предавались огласке, что мешало работе ДГБ.

- Можно вспомнить печальный случай Эгле Кусайте. Все так проходило, однако ДГБ раскрывал свои методы, работников и прочее – что и произошло. Сейчас узаконена западная модель - расследованием занимается другое ведомство, а ДГБ только собирает разведывательную и контрразведывательную информацию. Если информация о шпионаже надежная, то это известие передают Генпрокуратуре и криминальной полиции, которые завершают процесс, - рассказла Анушаускас.

По словам политика, это более западная модель:

- У нас долго действовала советская модель. Как и КГБ – сам следил, сам расследовал, сам судил, у нас не было лишь последней стадии.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)