«Деньги на переезд не копили. Было около тысячи долларов, чтобы заплатить первый взнос аренды жилья и залог»
В рамках спецпроекта «Польша: соль и сахар» пообщались с белорусами, которые недавно переехали в эту страну. Выясняли, что их побудило на переезд и как они строят свою жизнь вдали от дома.
Алина из Минска. Теперь Варшава
Алине (имя изменено по просьбе героини) 35 лет, она работает в сфере IT. В августе она вместе с ребенком переехала из Минска в Варшаву, а ее муж пока живет и работает в Беларуси.
— Мы уже не видели каких-то перспектив в Беларуси, — рассказывает собеседница «Салiдарнасцi». — Решились на переезд скорее для ребенка: не хочется, чтобы он жил и ходил в школу, где пропаганда промывает уши. Ну и боялись, что могут задержать. Конкретных дел или предупреждений не было, но мы участвовали в событиях 2020-го, и я думаю, со временем доберутся до каждого.
О переезде Алина с мужем задумались в прошлом апреле, а уже в мае приняли решение в пользу эмиграции. В июне женщина открыла ИП в Польше по карте поляка, а уже в августе перебралась сюда с вещами.
— Деньги на переезд мы не копили. Было около тысячи долларов, чтобы заплатить первый взнос аренды жилья и залог. Работу я не меняла, только перезаключила договор со своей фирмой, и работаю удаленно. Плюс муж работает в Беларуси, поэтому зарплата у нас сохранилась.
По приезду женщина за четыре дня нашла квартиру в Варшаве. Говорит, ей повезло: за евродвушку она платит 650$ вместе с коммунальными услугами. Не центр города, конечно, но в новом хорошем районе.
— Потом стала заниматься вопросами легализации, устройством ребенка в детский сад. С последним была проблема, поскольку не было свободных мест. Я съездила в ужонд (орган, который помогает с регистрацией, пропиской, трудоустройством и т.д. — С.), спросила, что делать в таком случае. Мне посоветовали ждать до сентября, а потом помогли и садик сразу же нашелся.
Спустя полгода Алина уже может сказать, что адаптировалась в Польше:
— Уже могу понять примерно где, что и как. Записала ребенка на два кружка, нашли белорусского преподавателя по рисованию, записались в белорусскую онлайн-школу учить параллельно белорусский язык. Мы и в Беларуси с мужем записали ребенка в белорусскоязычную гимназию, которых у нас раз-два и обчелся.
Если в Беларуси ничего не поменяется, мы не вернемся. Но в то же время я не хочу терять связь. Поэтому стараюсь, чтобы ребенок знал язык. Читаем сказки на белорусском языке.
Женщина признается, что невольно все равно сравнивает жизнь в Варшаве с Минском. Она получает тот же доход, что в Беларуси, но в Варшаве необходимо снимать жилье, поэтому в будущем Алина хотела бы сменить работу. Тем не менее, честно сравнить уровень жизни тут и там она не может, поскольку у ее мужа зарплата повысилась, что компенсирует эту разницу.
— Продукты, товары дешевле в Польше примерно в два раза. Питание, например, стало лучше. В то же время все услуги, кружки для ребенка и хобби для себя — в два раза дороже.
Из того, что удивило в Варшаве — это книги для детей. Мы брали книги в библиотеке в Беларуси, и берем здесь, поэтому я могу сравнить. В Беларуси новых современных книг было мало. А здесь все книги новые и яркие. И они нацелены совсем на другие вещи.
К примеру, петухи жалуются на куриц, которые не высиживают яйца, а ходят гуляют, хотят посадить их под домашний арест, но курицы взбунтовались и посадили на насест петухов. В итоге все закончилось хорошо, и они решили, что этим нужно заниматься вместе. То есть рассказываются современные вещи.
В планах у семьи Алины — переезд в Варшаву ее мужа. Он сможет приехать по истечению трудового контракта.
Никита из Бреста. Теперь Гданьск
Молодой парень переехал в Польшу буквально на днях — 8 января. На переезд Никита решился, чтобы «быть поближе к невесте, без которой в Беларуси делать нечего».
— Моя девушка учится в Польше, поэтому и я решил сюда перебраться. Первым делом сделал себе визу — на все про все потратил около 700 рублей. Потом стал копить деньги, но много накопить не получилось. С собой взял 530$ до первой зарплаты. Работу я присмотрел уже давно, в ближайшее время пройду собеседование и смогу приступить.
Молодой человек приехал в Польшу без знания польского языка, но планирует работать электриком в судостроении. По его словам, он особо не подготавливался к переезду, разве что откладывал деньги и изучал вопросы с жильем, транспортом, питанием и досугом. Несмотря на то, что на момент нашего разговора Никита в Гданьске был всего сутки, парень уже строил планы на будущее.
— Первые впечатления просто супер. Я до сих пор не пришел в себя, но уже немного посмотрел город и даже побывал на море. Я планирую здесь начать новую жизнь, обустроиться, купить квартиру. В Беларусь уже не вижу смысла возвращаться хотя бы потому, что у моей девушки польское образование, которое здесь ценится выше, чем на родине.
Анна из Гомеля. Сейчас Вроцлав
Девушке 28 лет, до переезда она жила с мужем в Гомеле. 19 сентября — день, с которого у супругов была открыта виза, и уже ночью они пересекли польскую границу:
— После 2020 года у нас были мысли о переезде. Но мы почему-то верили, что ситуация переломится в пользу демократии. Но этого не случилось, и наступил 2022 год. Когда началась война в Украине, мы понимали, что в Беларуси жить не будем. Единственный вопрос был в том, когда именно уезжать.
Мой муж программист, ему предлагали уехать из Беларуси почти сразу с началом военных действий в Украине, но у нас были нерешенные вопросы. Несколько лет назад мы готовились к ЭКО, заморозили яйцеклетки, но не могли ими воспользоваться по ряду личных причин.
Когда началась война, мы решили, что надо произвести несколько попыток. Но поскольку этот процесс оказался длительным, получилось уехать только в сентябре. Примерно тогда же проект мужа заявил, что точно не будет оставаться в Беларуси. А смысла скакать по проектам в Беларуси нет.
Помимо прочего, вспоминает Анна, в Беларуси на них с мужем сильно давила часть общества, которая поддерживала режим Лукашенко или войну в Украине.
— Оказалось, что наша соседка по лестничной клетке, с которой мы общались, писала в 2020 году доносы на ленточки и флажки у подъезда. А сосед с первого этажа говорил про бомбежку Донбасса в течение восьми лет, и что то, что сейчас происходит — нормально. У ряда знакомых также все было не так однозначно, а некоторые и вовсе говорили: «Едьте-едьте, получите там от хохлов, замерзнете и приедете обратно». Адекватно ситуацию воспринимали только мои родители.
Сейчас Аня вместе с мужем живут во Вроцлаве. Девушка признается, что до этого ни разу не была в Европе, поэтому ожидания изначально были высокие. Отличия она заметила уже в первые сутки после переезда.
— Мы ехали в Польшу через Брест, где бронировали комнату повышенной комфортности возле вокзала за 38$ в сутки. Когда приехали во Вроцлав и заселились в гостиницу за 40$, то была потрясена, потому что в пользу последней разница оказалась колоссальная, — говорит собеседница «Салiдарнасцi».
Вначале супруги пребывали в шоке: все совершенно другое. Но на сегодня уже адаптировались, привыкли к языку и жизни:
— Релокация у нас была довольно мягкая, потому что у мужа сохранилась работа. Вот квартиру искали тяжело, потому что их разбирали буквально за пять минут. Нашли примерно за две недели — евродвушка в 40 квадратов за 850$.
Мужу зарплату немного подняли, но с учетом аренды жилья получается, что в долларовом эквиваленте получается денег меньше, чем когда мы жили в Беларуси. Но, с учетом цен, мы можем откладывать столько же, сколько ранее, а иногда даже больше.
Хотя мы только первый год здесь, уверенности в завтрашнем дне в Польше гораздо больше, чем в Беларуси. Я пока не работаю: учу английский, в планах также польский язык. И потом уже смогу приступить к поиску трудоустройства.
Мне нравится во Вроцлаве все: цены на одежду, продукты, сам город, и что есть много мест, где провести время. Даже если сравнивать ценники на обычные апельсины: если в Беларуси это 5-6 рублей, то здесь около двух.
Когда супруги переезжали, то не знали точно, как надолго. Но уже спустя три месяца жизни в Польше, они, скорее, планируют не возвращаться.
Читайте еще
Избранное