Общество

Delfi: Литовских журналистов впустили на БелАЭС, но, услышав вопросы, предложили ехать домой

Портал Delfi рассказал об участии в пресс-туре по Островецкой АЭС. Приводим часть публикации.

В пресс-туре приняли участие несколько десятков журналистов из разных стран мира: Узбекистана, Турции, Венгрии, Польши, Литвы и др. Однако на их вопросы в ходе 30-минутной пресс-конференции практически не ответили.

Создалось впечатление, что руководство АЭС уходило от прямых ответов или просто тянуло время. Например, на вопрос о стоимости строительства, директор департамента по ядерной энергетике Министерства энергетики Беларуси Василий Полюхович ответил, что эти данные не имеют значения.

– Даже если я назову число, это ничего не даст. Поэтому лучше не называть. Цена приемлема как для белорусской, так и для российской стороны, – сказал он.

На вопрос, можно ли вообще реализовать действующий в Литве закон, в соответствии с которым после запуска АЭС электроэнергия из Беларуси не должна попасть в Литву, Полюхович порекомендовал задать этот вопрос в Литве.

– Этот вопрос у себя задавайте. Хотите покупайте, не хотите– не покупайте. Это ваш вопрос. Поезжайте домой и поднимайте этот вопрос там, – сказал он.

Он также не мог назвать, какой будет стоимость электроэнергии Островецкой АЭС.

Однако подготовленной заранее информацией белорусская сторона делилась охотно. Даже казалось, что этот текст они выучили наизусть. Во время экскурсии журналистам показали, что АЭС безопасна, но в глаза бросались несколько, возможно, не столь существенных деталей.

Например, в буклете на английском языке есть немало грамматических ошибок, а в здании, где находится реактор, на стене виден рисунок, напоминающий мужской половой орган (можно представить уровень культуры работников).

Пресс-секретарь информационного центра Белорусской АЭС Эдуард Свирид сказал, что заявления о том, что Островец находится в сейсмическо опасной местности – это легенда

– Это утверждение основано на то, что когда-то здесь было зафиксировано землетрясение. Многие даже говорят, что оно было 5 или 6 баллов, – сказал он и показал копию, изданной в начале ХХ века газеты «Наша Нива».

– В этой газете было напечатано, что один местный житель рассказал, что 17 октября, в 5 ч. утра прогремел гром, а в его доме стали дребезжать стекла. Журналист решил, что это было землетрясение. Коллеги, это вся информация, которая есть о землетрясении в Островце. Больше ничего нет, ни в других изданиях, ни свидетельств других людей, а главное – не осталось никаких свидетельств землетрясения. Как видите, фейковые новости были и тогда. Раньше это считалось местной экзотикой – легенда о землетрясении. Когда стали строить АЭС, ее стали использовать наши оппоненты, – сказал Свирид.

Из информационного центра журналистов на двух автобусах отвезли на военную базу рядом с Островецкой АЭС. Там военные показали технику для защиты АЭС. После журналистов привезли на АЭС, где без разрешения фотографировать было запрещено.

Белорусы особенно оберегали забор, не разрешили пользоваться смартфонами.