Это Европа

Максим Яремко

Дания думала высылать преступников на необитаемый остров

Да передумала – дороговато будет.

В современном кино частенько встречается сюжет, когда группу опасных преступников высаживают на какой-нибудь неприветливый клочок земли, и они там выживают, как могут. Часть этих сюжетов придумана, часть взята из реальной жизни. Ведь практика высылки каторжников в труднодоступные местности существует уже не первое столетие.

К примеру, британское правительство ещё в начале 17 века начала отправлять осуждённых в заморские колонии – сперва в Северную Америку, а когда там началась война за независимость – в Австралию. С 1788 по 1868 год в австралийские колонии было выслано свыше 162 тысяч каторжан. Одним из самых суровых мест каторги была Земля Ван-Димена, нынешняя Тасмания, куда ссылали наиболее опасных заключённых.

В 2009 году режиссёр Джонатан Ауф Дер Хайди снял драму «Земля Ван-Димена» о восьми смельчаках, в 1822 году сбежавших с каторги и боровшихся за жизнь в тяжёлых природных условиях

А вот французы отправляли заключённых на острова архипелага Иль-дю-Салю, расположенные в Атлантическом океане у побережья Французской Гвианы. Сами каторжники называли их Чёртовыми островами. Бежать оттуда можно было либо на лодке, либо через непроходимые джунгли, и сделать это удавалось лишь немногим. Большинство из 80 тысяч узников, работавших в жестоких условиях Иль-дю-Салю, никогда больше не вернулись в родные края.

Некоторые островные колонии существуют по сей день. К примеру, на итальянском острове Горгона, входящем в состав Тосканского архипелага, отбывают срок заключенные, приговорённые к строгому режиму. В качестве исправительных работ они выращивают виноград для старинной винодельни Marchesi de Frescobaldi.

Есть «каторга» и на норвежском острове Бастой, хотя называть её так можно лишь с большой натяжкой. Норвегия вообще славится гуманным отношением к заключенным и создаёт для них комфортные условия, но колония на Бастое слишком комфортна даже по норвежским меркам: заключённые там живут не в камерах, а в отдельных комнатах, в уютных деревянных домиках на шесть человек. Они могут свободно перемещаться по острову, ловить рыбу, играть в теннис, посещать сауну и даже купаться во фьорде.

В конце прошлого года свою островную колонию решили обустроить и датчане – иностранных преступников, приговоренных к депортации из Дании, а также иностранных граждан, которые не имеют разрешения на пребывание в стране, но не могут быть депортированы по юридическим причинам, датские власти решили ссылать на отдаленный остров Линдхольм.

Решение это появилось из-за того, что нарушившие закон мигранты создают много проблем для жителей материковых местечек, где существуют депортационные приюты. На Линдхольме же они вряд ли кому-то помешают – у жителей материка нет доступа на остров, который до недавнего времени использовался Ветеринарным институтом для исследования инфекционных болезней животных.

Остров Линдхольм мог бы стать датским Алькатрасом

Планы строительства «датского Алькатраса» – как назвали его сами датчане – раскололи общественность. Датская народная партия, придерживающаяся антииммиграционных позиций, полностью поддержала проект.

– Иностранным преступникам нет причин быть в Дании. Пока мы не можем избавиться от них, мы переведем их на остров Линдхольм, где они будут обязаны оставаться в новом центре депортации, – заявили представители партии.

А вот правозащитники поставили проект под сомнение.

– Требование, чтобы иностранец оставался на острове в строгих условиях, является вмешательством в право на неприкосновенность частной жизни, которое со временем может стать непропорциональным, а также перерасти в унижающее достоинство обращение, что является незаконным в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека, – отметила замдиректора Датского института по правам человека Луиза Холк.

Забили тревогу и экологи – их обеспокоила судьба двух видов редких птиц, которые живут на острове.

В общем, в итоге проект зарубили. На днях новое датское правительство, возглавляемое социал-демократами, официально отменило проект «Линдхольм», хотя объяснило это не правовыми или экологическими, а экономическими причинами.

– Очень дорого было бы плавать иностранным преступникам между Линдхольмом и материком. Одна ночь на острове стоит так же, как и одна ночь в роскошном отеле, – пояснил министр иммиграции и интеграции Маттиас Тесфае.

По расчётам министерства, ежегодные расходы на одного мигранта, удерживаемого на Линдхольме, могут доходить до 1 миллиона крон, тогда как в депортационных учреждениях на материке это обходится в 300 тысяч крон.

Но это не значит, что иностранные преступники и дальше будут отравлять жизнь коренным датчанам.

– Мы начнём поиск более дешевой альтернативы, – пообещал Тесфае. – Иностранные преступники в Дании не приветствуются, они должны ехать домой. Я готов зайти далеко, чтобы обеспечить это. Но подход к этой проблеме должен быть разумным.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 5(6)