Общество
Снежана Инанец, фото Дмитрий Брушко, TUT.BY

«Да вам самим не захочется входить в Россию»

Что думают россияне в Минске о спорах между странами.

Несмотря на политические споры между Беларусью и Россией в последние месяцы, обычные люди продолжают ездить в гости друг к другу.

Беларусь остается популярным направлением выходного дня для россиян. TUT.BY спросил у туристов из России, которые гуляют в эти дни по Минску, о делах насущных.

Нужна ли странам «более глубокая интеграция»? Что они думают о нашей независимости, какие видят отличия между белорусами и россиянами?

«Когда политики говорят про «интегрироваться», вообще не понимаешь, что для них это может значить»

Мария и Максим приехали из Казани с сыновьями. Мария — учитель начальных классов, муж — преподаватель в техникуме. В Беларуси семья «раз десятый», потому что Максим отсюда родом.

— Минск моей молодости, Минск 90-х и даже начала нулевых — совсем разный город, — рассказывает Максим. — На наш взгляд, Минск с каждым годом становится более европейским.

Максим и Мария с сыновьями, приехали из Казани.

По уровню жизни семья сравнивает столицу Беларуси с Казанью.

— Хотя наши знакомые приезжали сюда из Москвы, потом жаловались, вернувшись, что здесь люди бедные, бизнесу хода не дают, — какой-то другой совершенно взгляд. Не знаем, нам так не кажется.

— Недавно в Беларусь приезжал ваш премьер-министр Дмитрий Медведев. Предложил Беларуси более глубоко интегрироваться. Например, чтобы у стран были единая валюта, единый суд, парламент. Что вы думаете на этот счет?

— Политики когда говорят «интегрироваться», то вообще не понимаешь, что для них это может значить. Так как сейчас — хорошо, — уточняет Мария.

— На наш взгляд, больше, чем сейчас, интегрироваться не нужно, — говорит Максим. — Люди живут рядом, дружат и не мешают друг другу, а вот чтобы прямо одна экономика, одно государство — мне кажется, это лишнее.

Семья считает, что «самая соль» Беларуси в том, что это маленькое отдельное государство.

— Все-таки Россия — это империя и у нее везде имперские амбиции прослеживаются. Москва горит огнем, полыхает, а чуть съедешь в глубинку… Возможно, и у вас есть похожее, но все равно больше чувствуется, что люди относятся по-свойски, по-хозяйски к своей стране.

— Но совсем отделяться от России и быть просто с Европой — тоже не надо. Все-таки в другую культуру уходить — зачем? — заключает Максим.

«Зачем единый президент? В России и так «президент» города, «президент» области, президент страны»

Ирина и Евгений — из Нижнего Новгорода, Ирина — врач, Евгений — строитель. Они ездят в большие выходные в разные российские города и в теплые страны, а теперь вот решили посмотреть Беларусь.

Попутно россияне сокрушаются, что в эти дни из Минска почти невозможно добраться в Хатынь: туристов туда организованно отказываются везти.

Евгений и Ирина из Нижнего Новгорода.

По их оценкам, уровень жизни минчан соотносим с уровнем жителей Нижнего Новгорода. Цены тоже соотносимые, только в Минске дешевле проезд на общественном транспорте и шоколад.

Что касается политики, тут семья уверена, что «между простыми людьми мосты давно уже наведены».

— Это политики что-то делят, а на наш взгляд, ничего менять не надо.

— Но в Союзном договоре у нас говорится о единой валюте, едином суде…

— Зачем это? У вас свой устав, у нас — свой. Будем добрыми соседями, но не нужно лезть со своим уставом в чужой монастырь.

— И единого президента не надо?

— Зачем? У нас и так президентов хватает: «президент» города, «президент» области, президент страны…

«Можно пойти по европейскому пути и ввести единую валюту, но сейчас все можно купить по карточке»

Игорь приехал в Минск с семьей и другом Сергеем. Россияне из Санкт-Петербурга в Беларуси со 2 января. Говорят, что впечатления «очень позитивные». Цены в белорусской столице характеризуют так: «хотелось бы чуть ниже, но нормально».

Отмечают, что их радуют белорусские продукты «без химаты», которые, впрочем, и в их городе продаются чуть не на каждой улице.

Игорь и Сергей приехали из Санкт-Петербурга.

— Какое отношение здесь к себе чувствуете?

— Хорошее. Но вот пример: кажется, что грузины могут плохо относиться к россиянам, — говорит Игорь. — Но мы ездили туда на лыжах кататься, и могу сказать, что более гостеприимных людей мы не встречали. А они все знали, что мы приехали из России. Поэтому отношения между людьми и политика не пересекаются.

— Нашим странам нужна одна валюта, одна таможня? Президент? А Союзное государство?

— Президент — не знаем. А валюта — может быть. Можно пойти по европейскому пути и ввести единую валюту. Все-таки есть некие неудобства, если наличные нужны — надо искать, где обменять. С другой стороны, сейчас в большинстве случаев можно оплатить покупки картой, так что эти неудобства нивелируются. А Союзное государство и так есть. Очень нравится, что мы сюда приехали с российскими паспортами запросто и проехали границу за одну секунду — просто показали паспорта людям в форме.

«На всякий случай решили съездить в Беларусь сейчас — вдруг что-то усложнится на границе»

Альфия и Лиана — мать и дочь, приехали в Минск из Владимира. Они в Беларуси впервые, как и большинство встретившихся нам россиян.

Отмечают, что приехали сейчас по двум причинам: во-первых, давно хотели сюда попасть, во-вторых, услышали по телевидению, что могут быть пересмотрены некоторые вопросы пересечения белорусско-российской границы.

— На всякий случай решили съездить сейчас, вдруг потом что-то усложнится, — объясняет Лиана.

Лиана и Альфия приехали из Владимира

— Что думает средний россиянин о Беларуси?

— Ну мы о Беларуси знаем по продуктам: у нас достаточно хорошо представлены ваши товары. Родственники всегда покупают белорусскую обувь: считается, что белорусские товары высокого качества. Ну и сейчас, в декабре, про Беларусь много говорили. Мы следили за визитом вашего президента в Россию, — рассказывает Альфия.

— Какое у вас мнение насчет возможности «более тесной интеграции»?

— Это странно. Зачем? — говорят россиянки. — Думаем, что как есть — хорошо.

Собеседницы добавляют, что Минск им показался европейским городом, а белорусы — спокойными, уравновешенными братьями-славянами.

— Вы же с 2 января уже работаете. Наверное, это о трудолюбии как раз говорит. У нас бы уже все стали возмущаться, если бы их лишили новогодних праздников, — добавляет Лиана.

«Разве Беларусь не должна сама решить, как ей жить?»

Сергей — из Зеленограда. Он ждет у одного из обувных магазинов родителей, которых привез в Беларусь на длинные выходные.

— Я уже три раза был в Беларуси, а родители — раз шесть, они здесь не раз отдыхали в санаториях.

Россиянин отмечает, что даже работал одно время в Минске, в белорусской компании, которая продает запчасти для автомобилей. Сейчас работает в московском офисе Geely.

— Белорусы живут неплохо. Может, не так дорого-богато, как в Москве, но могу сказать, что сейчас здесь еще больше дорогих автомобилей, чем лет пять назад, когда я сюда приехал первый раз.

От разговоров о политике молодой человек уклоняется:

— Разве Беларусь не должна решить сама, как ей жить? Из того, что я наблюдаю: белорусы отстаивают свои интересы, и правильно делают. Каждая страна должна отстаивать свои интересы, а несколько стран — договариваться.

«Да вам самим не захочется входить в Россию»

Михаил, Татьяна и их сын Тимофей приехали из Подмосковья, они в турпоездке. По профессии Татьяна — педагог, а Михаил — врач.

— Я объездил 36 стран, несколько раз проезжал через Брест, Минск, но вот Беларусь детально не видел. Так что мне просто любопытно, — объясняет Михаил, почему сюда поехал.

— И как впечатления?

— Страна интересная, но сравнивать с Европой крайне сложно. Очень понравилось, что у вас тут мало рекламы, потому что у нас она везде, уже надоела. Это ваш плюс.

— А чем-то белорусы отличаются по менталитету от россиян или более западных европейцев?

— Мне так кажется, что белорусы по менталитету ближе к россиянам, да и по уровню жизни где-то как мы, — говорит Татьяна.

— Следите ли вы за политическими спорами? Медведев недавно предлагал нашим странам ввести единую валюту.

— Мы бы с удовольствием, но я думаю, что вы этого не захотите. У вас средние зарплаты ниже российских, прожиточный минимум тоже ниже. Впрочем, у нас и так единая валюта — рубль, только разный, — считает Михаил. — Вообще у нас ощущение, что вы от нас не отличаетесь. Нам не кажется, что державны, националистичны. Я вот помню, что ваш президент, когда пришел к власти, говорил: мы и россияне — один народ. До недавнего времени мы так и считали, украинцы нам сейчас показали, что нет. Но по отношению к белорусам ощущение все же есть, что мы одинаковые. Вот пример моей жены: у нее мама родом из Сморгони, есть родственники в Бобруйске. В свидетельстве о рождении у нее написано «белоруска», в комсомольском билете было «русская», а в первом паспорте — «украинка».

— Если Союзное государство, то на каких правилах? Вы выступаете за два отдельных государства, или, скажем, вариант вхождения Беларуси в Россию?

— Ой, нет конечно (про последнее. — Прим. TUT.BY). Да вам самим не захочется входить в Россию, вам надо оставаться независимыми. Зачем вам быть в подчинении России или еще кого-то? Из союзного — главное, чтобы проезд свободный оставался. Мы приехали сюда по обычным российским паспортам.

«Мы и так смотрим на вас, как на отдельное государство, бесспорно. Но не уподобляйтесь Украине»

Александр (на фото ниже) и его друг Николай (не захотел фотографироваться) приехали в Минск из Москвы. Характеризуют себя как «пенсионеров, которым хочется посмотреть мир».

Александр приехал из Москвы

Говорят, что в России про белорусов говорят «свои ребята».

— Мы же выросли в Советском Союзе, я с белорусом служил, сколько друзей у меня отсюда, — говорит Николай.

— Надо нам теснее интегрироваться или нет? Ваше мнение.

— А как вы считаете? Мне кажется, это вы должны решить. Все-таки Россия, наверное, не в такой степени зависит от Беларуси, как Беларусь от нее. Так что это вы себе задавайте этот вопрос, — отмечает Александр.

— Валюта единая нужна?

— А почему нет? Если деньги не надо менять — это удобно.

— Есть риск, что если введем единую валюту с Россией — просто станем ее регионом.

— Я думаю, что нет. Как вы сами захотите — так и будет, — говорит Александр.

— Россияне, конечно, воспринимают Беларусь сейчас как отдельное государство — нет сомнений, — добавляет Николай. — Как и Казахстан, Грузию, Азербайджан, например. Только не уподобляйтесь Украине: не надо на Россию плевать. Россия очень много сделала для союзных республик после войны. Из-за того, что вы больше пострадали в войне, у вас были дотации больше, Украина вообще жила на очень больших дотациях, пока наши бабульки в России жили в нищете.

— А если Союзное государство, то президент общий нужен?

— Если вас устраивает ваш президент — зачем общий? — удивляется Александр. — Это если нам один президент — это мы возвращаемся опять, что ли, к Советскому Союзу? Оно надо? Я не знаю, какой смысл.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 1(2)