Политика

Александр Старикевич

Цунами дезинформации: как отвечает Запад

О разрушительном влиянии российской пропаганды на Западе заговорили лет пять назад. Но осознание масштаба проблемы приходит только сейчас.

Примерно в одно и то же время в Тбилиси состоялась организованная Евросоюзом конференция Disinfo Alert, а украинский журналист Олег Пономарь написал:

«Новая реальность планеты – массово хакнутые мозги.

Россия поняла давно значение информационной войны и сегодня достигла в этом прорыва, совершенства. Сегодня это на космическом уровне. Сегодня (когда у каждого в кармане смартфон) это мегаэффективно, так как приносит результат.

Не жалей нефтедоллары!

Скупай СМИ, их хозяев, журналистов.

Плати за размещение везде.

Найми тысячи интернет-троллей.

Завали весь интернет ложью, дезинформацией, пропагандой.

Размещай миллионы комментариев под газетными статьями, в соцсетях, в группах.

Лей все это при помощи «экспертов» тоннами с экранов ТВ.

Игнорируй опровержения и правду. Просто завали всё количеством инфомусора.

Бей в одну точку! Сутками, месяцами, годами. Массово, по всем социальным и возрастным группам. Накрой этим цунами всех.

Белое – это черное.

Правда – это ложь.

Война – это мир…

Подвергнутые такой бомбардировке – практически безнадежны. Аргументы и факты, логика и т.д. не действуют и бесполезны. Пустота в стеклянных глазах. Живые инфозомби.

Танки уже особо не нужны...»

Чересчур апокалиптичная картина? Журналист слишком сгустил краски? Дискуссия в Тбилиси показала, что нет.

Профессор Мартин Иннес из университета Кардиффа, системно изучающий российскую пропаганду, поделился некоторыми результатами мониторинга:

– Недавно российские тролли начали использовать новые месседжи: что либерализм глубоко коррумпирован, дискредитировал себя и есть другой путь. Думаю, Россия будет выдумывать всё более креативные способы распространения своей дезинформации. Цель России не в том, чтобы создать закрытые медиа и социальные сообщества, и поставлять информацию исключительно туда. Цель – охватить как можно более широкую аудиторию и влиять на массы.

Как это делается, на конкретном примере продемонстрировал начальник отдела стратегических коммуникаций МИДа Грузии Саба Джикидзе. Одних из основных объектов для информационных атак в этой стране является лаборатория Лугара, открытая в предместье Тбилиси в 2011 году. Цель проекта – выявлять опасные инфекционные заболевания и бороться с их распространением.

В сентябре 2018 года ветеран советских спецслужб Игорь Гиоргадзе, уехавший из Грузии еще в 1995-м и обосновавшийся в Москве, заявил, что в лаборатории умерло, как минимум, 73 человека – возможно, в результате секретных экспериментов над людьми. Кто виноват? Разумеется, американцы – ведь лаборатория открыта в рамках сотрудничества Грузии и США.

Никаких доказательств этой версии Гиоргадзе не представил, несмотря на то, что, по его утверждению, получил «сотни тысяч листов» документов от «друзей». Тем не менее, предположение экс-министра госбезопасности Грузии подхватили и начали ретранслировать уже как факт российские официальные лица: представитель МИДа Мария Захарова, командующий войсками радиационной, химической и биологической защиты генерал-майор Игорь Кириллов и даже сам Владимир Путин.

В качестве ответных мер Грузия организовала пресс-тур в лабораторию и пригласила туда международных экспертов. Инспекция, в которой Россия демонстративно отказалась участвовать, пришла к выводу, что Центральная реферальная лаборатория общественного здравоохранения (так официально называется объект)  – обычное исследовательское учреждение, соблюдающее все необходимые стандарты.

Однако атаку на лабораторию Лугара это не остановило. Проект EUvsDisinfo только за 10 месяцев 2019 года зафиксировал 489 статей, посвященных этому учреждению, на 115 русскоязычных сайтах, абсолютное большинство из которых являются дезинформационными. Кремлевский спрут инвестирует огромные деньги в то, чтобы посеять смуту в головах граждан других государств. Его цель, по словам Джикидзе, даже не завоевать сторонников, а подорвать доверие к другим, что, согласитесь, гораздо легче.

В ход идут хорошо просчитанные технологии. Четко определяются главные аудитории – в Грузии ими стали пенсионеры и этнические меньшинства. Под каждую страну разрабатываются адресные месседжи. К примеру: «ЕС – угроза грузинской идентичности и религии». После чего включаются тысячи «рупоров», которые на разные лады пытаются донести этот тезис до обывателей.

К слову, конференция проходила в здании бывшей швейной фабрики, ныне превращенной в культурный центр. Теперь в Грузии работают «фабрики троллей», управляемые из соседнего государства.

– Российские попытки манипулировать информацией и глобально влиять на аудитории начались задолго до аннексии Крыма, – констатирует старший научный сотрудник Вашингтонского Института Анна Борщевская. – Россия создала англоязычный Russia Today в 2005-м. Это глобальное официальное оружие российской пропаганды. Второй иностранный язык, на котором стал вещать RT в 2007-м, – арабский, третий – испанский в 2009-м. Это четко показывает регионы, на которые Кремль хочет распространить свое влияние.

При этом Запад до сих пор не осознал степень опасности российской пропаганды, считает представитель Atlantic Council Якуб Каленский:

– Русские вкладывают в это все больше и больше денег, увеличивая не только официальные бюджеты, но и скрытое финансирование «фабрик троллей». Реакция ЕС и США на это до сих пор не пропорциональна. Мы все еще недооцениваем эту угрозу, и это не слишком разумно. Мы все еще не делаем замеры влияния дезинформации. Проблема в том, что русские продолжают распространять вранье, достигая новых аудиторий. Многие топ-политики повторяют вранье кремлевской пропагандистской машины. Я из Чехии, где так делает президент Милош Земан. В Венгрии премьер-министр Виктор Орбан следует российской пропагандистской линии. Кремль наверняка гордится своими достижениями, когда тезисы российской пропаганды повторяют премьеры и президенты.

На конференции упоминался и еще один огромный игрок на поле дезинформации. Если Россию можно сравнить с ураганом, который хотя бы очевиден, то Китай – это изменение климата, происходящее постепенно, а потому практически незаметное. Но успехи Поднебесной империи в этой области со временем могут оказаться еще более существенными. Если Россия нарушает правила, то Китай подгоняет их под себя, играя в долгую.

Что можно противопоставить потоку дезинформации? Саба Джикидзе предлагает работать на упреждение, планируя и предугадывая хотя бы часть возможных угроз. Якуб Каленский говорит о необходимости обучения критическому мышлению с детского сада, что эффективно («Спутник» в Скандинавии пришлось закрыть – там его никто не читал из-за высокого уровня медиаграмотности), но в долгосрочной перспективе. Готовых рецептов прямо сейчас куда меньше, чем печальных диагнозов.

Русские ясно и сжато транслируют свой нарратив, а мы свой – потеряли. Они лучше знают нашу аудиторию, чем мы.

Якуб Каленский

Очевидно одно: бороться с дезинформацией необходимо сообща. В Грузии свои усилия в этом направлении объединяют государство, медиа, неправительственные организации и церковь. Беларусь в этом смысле находится в гораздо худшем положении: у нас власти скорее способствуют, чем препятствуют распространению фейков, созданных российской пропагандой.

Но и Евросоюз пока не слишком успешно противостоит «фабрикам троллей». Почему? По той же причине, по которой, если на игровое поле выпустить одинокого хоккеиста против полноценной футбольной команды, то результат «матча» будет предрешен.

Что такое «фабрики троллей»? Это креативные группы, которые день за днем, год за годом целенаправленно ищут способы продвижения интересов своих заказчиков. Их деятельность должна отслеживаться, анализироваться и «разминироваться» тоже на постоянной основе. Грубо говоря, «троллям» необходимо противопоставить «хоббитов»: еще более профессиональных, еще более изобретательных специалистов. Нельзя сказать, что ЕС этого не делает вовсе, но пока очевидно, что он выделяет на эти цели ресурсы, совершенно несопоставимые с российскими. В результате кремлевская пропаганда побеждает на ряде участков фронта просто за счет массы.

Впрочем, так происходит не везде. В той же Беларуси ряд независимых общественно-политических онлайн-медиа имеют существенно большую аудиторию, чем российские пропагандистские сайты – несмотря на разницу, порой колоссальную, в бюджетах.

Тбилисская конференция продемонстрировала, что Запад начинает принимать контрмеры против дезинформационного смерча. Да, запоздалые. Да, недостаточные. Но всё же это уже шаг вперед.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.5(70)