Общество
Дмитрий Галко

Cпусковой крючок гражданского неповиновения

Если москвичей начала прошлого столетия квартирный вопрос просто испортил, то из белорусских горожан он, может быть, сделает граждан.

Я позволю себе собственное, не словарное определение того, что такое гражданин. Это такая особая разновидность человека, который не испытывает священного трепета перед властями и не живёт по принципу «а можа так і трэба?». Определение не исчерпывающее, но без этих двух качеств никакого гражданина из человека точно не получится.

Вечером 29 января в здании администрации Центрального района Минска прошли общественные слушания в связи с планами городских властей по «реконструкции, реставрации, обновлению и благоустройству» исторического центра белорусской столицы. Как в своё время ликвидацию большей части социальных льгот у нас назвали их «упорядочением», так и в этом случае за безобидными вроде бы словами скрывался неприятный сюрприз. Благозвучно названный проект, помимо всего прочего, предполагает снос ряда жилых домов.

Узнать об этом было непросто – в плане, заранее выставленном на стендах в здании администрации, без специальных навыков не разобраться. А к сопроводительной записке с расшифровкой этой китайской грамоты пускали по очереди в отдельный кабинет.

Но кто-то очень дотошный в документе разобрался. И решил оповестить всех жильцов, которым грозило выселение, расклеив объявления на подъездах назначенных под снос домов.

В результате на общественные слушания пришло почти несколько сотен человек. Сильно рассерженных горожан, не готовых идти на уступки и компромиссы. Среди них поэты Сяржук Сыс и Андрей Бурсов, а также музыкант Александр Помидоров.

Последний назвал происходившее в зале администрации Центрального района «спланаваным бардаком». Организаторы слушаний не позаботились об элементарном – микрофоне – в результате чего слушания превратились в сплошное перекрикивание и недослышивание.

При этом, как оказалось, микрофон в зале был – уже под занавес среди общего гвалта и неразберихи раздался словно глас свыше: «Я нашёл микрофон!» Голос принадлежал представителю заказчика проекта, главному инженеру «Мiнскай спадчыны» Михаилу Жиху.

В найденный микрофон Жих заверил присутствующих: ни сноса, ни выселения не будет. Всю вину свалив на главного архитектора предприятия «Минскградо» Алексея Акентьева: это он совершил ошибку, теперь осознал её, и готов принести извинения.

Зал встретил назначение архитектора козлом отпущения взрывом смеха. Так же собравшиеся отреагировали и на заявление Акентьева, что «интересы жильцов будут затронуты только в рамках повышения уровня их проживания».

Собственно, с самого начала собрания представители власти силились убедить граждан, что им не о чем волноваться, их жильё не тронут. Граждане никак не могли взять в толк, зачем они тогда здесь собрались. Если проект оказался одной сплошной ошибкой, и его решено не осуществлять, какой вообще смысл в обсуждении?

Один из присутствующих выразил общее недоумение, рассказав анекдотическую историю про дядю Зяму.

«На месте здания администрации Центрального района раньше находился рынок Юбилейный, где дядя Зяма торговал вареными яйцами. По рубль двадцать покупал, по рубль двадцать продавал. У него спрашивают: дядя Зяма, что ты с этого имеешь? Он отвечал: навар! Так объясните, в чём ваш навар?»

Чувствуя, что их обманывают особо изощрённым способом, граждане реагировали на успокоительные заверения представителей властей по-боевому. Бурными аплодисментами и одобрительным свистом было встречено предложение жильцов злополучного дома на Революционной, 24 лишить занимаемых должностей не только руководство Центрального района, но и председателя Мингорисполкома.

«Гнать всех этих дармоедов!» - раздавались выкрики с мест. Казалось, в зале, вот-вот запоют «Варшавянку» или призовут: «К оружию, ситуайены!»

Нет, не зря главный архитектор Минска предлагал ликвидировать процедуру общественных слушаний в её нынешнем виде. Слишком опасную школу гражданского неповиновения получают здесь горожане.

А представителям власти-то каково? Замглавы администрации Центрального района Дмитрий Лещинский и депутат Мингорсовета Юрий Канзас прямо красными пятнами покрылись, пережив ближний бой с народом.

«После того, как поднялась общественная волна, они начинают рассказывать, мол, успокойтесь, милые-хорошие, никто вас сносить и выселять не будет. Не верьте, в стране творится полное беззаконие!.. Да, может быть, на какое-то время наступление на этом участке фронта будет приостановлено. Но, если вам говорят, что вас сегодня не снесут, то только для того, чтобы усыпить вашу бдительность», - вещала минчанка Юлия Балашевич, тоже срывая аплодисменты.

«Какой статус этих общественных обсуждений? Что это, профанация, буффонада? Люди что-нибудь решают или нет? Самое главное для нас – добиться, чтобы мнение жителей учитывалось», – говорила активист кампании «Говори правду», депутат «Гражданского договора» Татьяна Короткевич.

Татьяна Короткевич и Дмитрий Лещинский

Учитывая, что протокола собрания не велось, задокументированного решения не принималось, у многих возникли закономерные опасения, не уйдёт ли весь пар в свисток. Планы-то по благоустройству – вон они, висят без всяких изменений, а «слово к делу не пришьёшь». Как выразилась Юлия Балашевич, «они могут себе позволить немножечко соврать».

«Вопрос отношения власти и людей – всегда сложный вопрос…», – вздохнул Юрий Канзас.

Впрочем, снос домов, чреватый осложнениями, скорее всего, отложат. Там и без этого планов громадьё, связанных с коммерческой застройкой центра города.

«Яны збіраюцца цалкам камерцыялізаваць цэнтр горада, усе хочуць менавіта ў цэнтры сядзець сваімі с…камі. Паглядзіце, хто тут сабраўся наш лёс вырашаць. Адзін нежывы ад уласнай хлусні, другі разлічвае сысці са сваёй пасады з тугім гаманцом… Інвестараў яны, бач ты, прыцягваюць. Ён учора ракамі гандляваў на пляжы, яго сёння сюды прывозяць: сустракайце, гэта наш інвестар! – выстаўляючы за інвестара. Нас ізноў абкрадуць. Не толькі наша жытло адбяруць, але і нашу гісторыю. Будзем хадзіць сярод сілікатных муляжоў… За апошнія 18 год у Мінску было знішчана болей, чым за часы панавання камуністаў», – предельно жёстко, по рок-н-ролльному подвёл итог общественных слушаний Александр Помидоров.