Цитата дня: «Россия – страна не соборности, а заборности»

Историк Сергей Медведев назвал настоящую российскую «скрепу».

Фото Алексея Калинчикова, nat-geo.ru

В статье для Republic Медведев обратил внимание на характерную и символичную особенность как российской власти, как и общества:

«Велика и неизбывна роль забора в истории России. Страна отгораживалась забором от Великой степи: в Китае была Великая стена, в России – засечная полоса, деревянная стена, протянувшаяся на много сотен километров вдоль южной границы лесов, в нынешней Курской и Белгородской областях. Заостренными стенами острогов шагала по Сибири российская крепостная колонизация… Москва расширялась кольцами заборов…

Забор стал главным символом России – это Кремлевская стена, где характерный флорентийский зубец-чайка предназначен для выливания горячей смолы на головы атакующих. Ни в одной другой крупнейшей стране мира власть не живет в средневековой крепости, глядя на окружающий мир из-за зубцов стены; Запретный город в Пекине давно превращен в музей, а московский Кремль и в XXI веке остался закрытой царской обителью, лишь частично доступной для посетителей.

Глядя на стены и крепостные валы власти, население отвечает своим стихийным заборостроением, от капитальных дачных заборов с колючей проволокой и битым стеклом поверху до кладбищенских оградок, скрывающих могилы и кресты в отчаянной попытке отгородиться от соседей. Александр Аузан как-то предложил измерять социальный капитал высотой заборов – чем они выше, тем ниже уровень доверия в обществе.

Забор – это одна огромная транзакционная издержка, вынесенная на всеобщее обозрение, порождение культуры крепостничества и страха. Заборами власть отгораживается от населения и держит его под контролем – в тюрьмах и воинских частях, на режимных объектах и закрытых предприятиях, – и заборами же люди отгораживаются друг от друга в извечной русской болезни атомизации: вопреки патриархальным мифам, Россия – страна не соборности, а заборности».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.9(52)