Зацепило!

Кирилл Иванов

Цинизм и безрассудство: несколько штрихов к портрету белорусского топ-взяточника

Зацепило! Навеяно очередным коррупционным скандалом.

На первых секундах оперативной съемки задержания гендиректора Минского завода шестерен взгляд притягивает символичная деталь: за происходящим в кабинете следит портрет главы государства, начинавшего свою политическую карьеру с борьбы с коррупцией и продолжающего бороться с ней по сей день.  

Свежий коррупционый скандал в очередной раз заставляет задуматься о моральном облике госуправленцев и о системе управления в целом.

О масштабах коррупции среди вертикальщиков и руководителей госпредприятий говорит тот факт, что в последние годы практически ни одно принятие кадровых решений с участием Александра Лукашенко не обходится без соответствующих предупреждений и угроз. Вот лишь несколько примеров:

«Пока на стол мне не положат исчерпывающие факты, никто к вам прикоснуться не может. Вы находитесь в кадровом реестре президента и, естественно, под защитой президента. Но если только я вижу конкретные правонарушения, особенно связанные с взятками и другими проявлениями коррупции, значит, умножайте на два как минимум». (Обращение к новоназначенным руководителям местных органов власти, 15 января 2019-го).

«Борьба с коррупцией — это непреклонное мое требование и мои действия с первого дня моего президентства. Не потому, что я хочу показаться таким крутым. Вопрос не в этом. Коррупция съедает все. Это — ржавчина. Наши люди, привыкшие к справедливости, никогда не простят начальникам воровства, казнокрадства, взяточничества и прочих коррупционных проявлений. Сколько бы я ни говорил, но постоянно мы отправляем в следственный изолятор десяток-полтора начальников в год. Это ненормально». (Принятие кадровых решений, 13 ноября 2018-го).

«Вы знаете, чем заниматься и как. Принципиальность, честность, искренность. И недопустимость разного рода противоправных действий. Не дай бог коррупция или еще что-то. На злобу дня — вы видите, что происходит в стране. Пощады в этом отношении никому не будет. Это касается всего руководящего состава». (Назначение нового председателя Высшей аттестационной комиссии, 26 июня 2018-го).

Пример гендиректора Минского завода шестерен показывает, что управленцев не пугают ни профилактические беседы, ни угрозы «посадить на 20 лет и не выпустить», ни конкретные примеры других коррупционеров.

Причина этого бесстрашия на границе с безрассудством, не исключено, прячется в самой природе системы управления. Взять хотя бы полную цинизма формулировку: «Незаконное вознаграждение полагалось за благоприятное решение вопросов по исполнению заводом своих договорных обязательств, связанных с расчетами за поставляемое технологическое оборудование». Не поэтому ли в разделе «Инвестиции» на сайте предприятия лаконично сообщается: «Новостей пока нет».

Как отмечал ранее в комментарии ВВС руководитель аналитического центра Belarus Security Blog Андрей Поротников, сама должность превратилась для белорусских управленцев в своеобразную кормушку в обмен на лояльность:

— Чиновники дорожат своими возможностями и по идее должны сделать все для того, чтобы удержаться на своей позиции. Они понимают, с учетом плотности контроля за ними со стороны спецслужб, что если не вся, то значительная часть их противоправной деятельности не остается в тайне. И при любом проявлении нелояльности либо при политической потребности, как это сейчас происходит в деле Минздрава, на абсолютно законных основаниях достается папка с компроматом, возбуждается уголовное дело и чиновник идет в тюрьму.