Чудо-камень
Деревню Кременец найти просто. Не доезжая до Логойска, как раз там, где удачливые грибники ведрами продают боровики, нужно повернуть налево. Потом прямо, пока не поймете, что заехали куда-то не туда. Тут в одном из сел, бусинками нанизанных на шоссе, вам надо найти хату, возле которой сопливый пятилетка таскает за хвост лохматого щенка.
По убеждению местных жителей, Святой камень лежит в здешнем лесу много веков и обладает удивительными свойствами. К примеру, дарит здоровье. Особенно уважают его бездетные, которые после общения с камнем успешно решали свою главную проблему.
На плоской поверхности камня есть выемки непонятного происхождения. В них собирается вода, которой промывали глаза те, у кого были проблемы со зрением. Страдавшие почками и печенью эту воду пили. Говорят, помогало. На случай, если в жаркую погоду в выемках не окажется воды, рядом стояла бочка с ковшиком: полил на камень — и лекарство готово. А чтобы сохранить свою красоту и молодость, нужно каждое утро этой водой умываться. Только тогда придется всю свою жизнь провести в Кременце, где вашу неземную красоту оценят лишь местные гуси да дворняжки.
Несмотря на блестящие возможности, хорошо сохранившихся красавцев и красавиц в Кременце не наблюдается. Согласившийся проводить нас к камню Петр Антонович Барцук выглядит как раз на свои годы, которые уверенно приближаются к сотне. Он охотно садится в машину и одной из двух палок, на которые опирается при ходьбе, указывает направление: “Едем этой дорогой мимо силосных ям, как раз в тот соснячок”. Очень быстро становится понятно, что насчет дороги дед погорячился. Ее местный колхоз распахал еще во времена молодости Петра Антоновича, и двигаться к заветному талисману приходится по свежеубранному полю. Машину подбрасывает на ухабах, срезанная солома с душераздирающим звуком скребет днище, колеса норовят застрять в колеях, оставленных грузовиками да комбайнами. Остается уповать разве что на высшие силы. Например, на камень, к которому нас зигзагами направляет местный Сусанин. И ведь доехали!
Тормозим у кромки поля и отправляемся искать тропинку, ведущую в чащу. В авангарде — дед, который беспрерывно сетует на то, что дорога к камню, почитай, вся заросла, а вот раньше — то, раньше... Мы вкрадчиво интересуемся, когда он был здесь в последний раз, и получаем бесхитростный ответ, что лет пятнадцать, пожалуй, с тех пор уже прошло. Это вселяет оптимизм.
В конце концов точным взмахом палки Петр Антонович обозначает направление, и через десять шагов, с трудом пройденных по непролазной чаще, мы утыкаемся в огромный валун. Дед, едва завидев камень, снял кепку и трижды перекрестился.
Камень и вправду необычный. Огромный, плоский, а на стесанной поверхности будто два оставленных кем-то следа: один — побольше, другой — поменьше. Они, как чаши, заполнены чистой водой. На камне лежат букетики полевых цветов, записочки с расплывшимися от воды буквами, мелкие купюры придавлены шишками, чтоб не унесло ветром. Тут же кто-то поставил маленький боровичок: что смог, то и подарил. Зато от всей души.
В былые времена у Святого камня была еще одна важная функция: с его помощью местные управляли погодой. Для этого существовал специальный ритуал, который могли совершать только вдовы и вдовцы. Собравшись вокруг камня, они подводили под него деревянные колья. Дальше — в зависимости от обстоятельств: если до этого долго шли дожди — камень приподнимали над лужей, после чего дожди прекращались. Если было сухо — наоборот, в лужу опускали, и природа осчастливливала сельчан ливнем. Памятуя метеорологические безобразия минувшего лета, спрашиваю у Петра Антоновича: почему, имея в руках такой надежный инструмент управления погодой, местные жители не воспользовались им? “Так ведь обряд могли совершать только старики, — отвечает он. — А они у нас поумирали. Стариков на всю деревню остались я да две женщины”. Так что маяться нам, граждане, с погодой и дальше.
Рассмотрев камень и обременив его стандартными просьбами, мы отправляемся обратно. Встретившаяся в начале нашего пути старушка мыла грибы возле колонки.
— Наталья Мордас меня зовут, — радостно представилась она. — Я возле камня каждый день убираю, там ведь святое место, вот и стараюсь, чтобы чисто было, как в церкви. А вы там были?
— Были, — честно ответили мы.
— А много там денег лежит? — узнав, что в основном вышедшие из оборота пятирублевые банкноты, быстро потеряла к ним интерес. — Денежку эту надо отдать на церковь, свечки за них купить.
— А чего просят-то? — спрашиваем мы.
— Как чего? — удивляется старушка. — Здоровья! А чего еще можно просить у камня?
И вправду, чего? — подумали мы.
— А следочки на камне видели? — не успокаивается старушка. — Это Господь их оставил, — не нарадуется она.
Старики рассказывали, что когда-то рядом с камнем была криница. Потом вода ушла, на ее месте только яма осталась. Раньше возле камня с криницей проводили обряды и отмечали все религиозные праздники, даже часовню построили.
Потом неподалеку построили заставу. Молиться приходили и бойцы, и командиры. Не стерпев такого безобразия, власти часовню разрушили. Тогда народ стал молиться у камня. И удивительное дело: словно в наказание за богохульство начали в районе люди гибнуть.
Была еще одна история, когда камень отомстил людям за то, что они нарушили его покой. Неподалеку от места, где лежит валун, расположена гора Маячная. Когда-то на ней стоял маяк, а теперь там находится кладбище. Кому-то из сельчан очень захотелось на могилу близкого человека положить Святой камень. Тяжелый он оказался неимоверно. Еле дотащили. Но тут на бедную деревеньку обрушились всевозможные природные катаклизмы, включая засухи, ураганы, бураны и прочие метеонапасти. Терпел народ, терпел, а потом надоело. Собрались местные энтузиасты, обмотали камень веревками и оттащили обратно. И вот что интересно: если на кладбище его волокли несметным числом людей и четырьмя лошадями, то на старое место дотащили всего несколько человек. Да и те потом говорили, что камень будто сам им помогал.
В общем, мистики вокруг этого места хоть отбавляй. Приезжал сюда как-то биоэнерготерапевт из Заславля вместе со своей ясновидящей подругой. Ясновидящая сказала, что к этому камню спускались все святые и если приглядеться, то можно увидеть на нем изображение Христа. По ее словам, метрах в пятистах от этого камня есть еще один, который закрывает вход в астральный мир. И если два этих камня соединить, то перед нами всеми раскинется широкая и прямая дорога в астрал.
В астрал мы почему-то не захотели. Машина выехала на шоссе, душу и тело грело последнее тепло уходящего лета. И надежда на то, что задуманное возле камня все-таки исполнится.
Читайте еще
Избранное