Комментарии
Кирилл Букин

Что такое «Диалог для модернизации» и с чем его едят?

Новый проект Евросоюза пока остается для белорусов terra incognita.

На днях были презентованы дистанционные социологические исследования в рамках проекта «Европейский диалог для модернизации Беларуси». Директор «Белорусской аналитической мастерской» Андрей Вардомацкий сообщил, что в исследовании принимали участие четыре социальные группы: студенческая молодежь, пенсионеры, работники бюджетной сферы и частных предприятий.

Результаты получились довольно противоречивыми. С одной стороны, зафиксированы пессимистические ожидания белорусов, которые пребывают в уверенности, что новой волны кризиса не избежать. Поэтому большинство наших соотечественников считают, что стране необходимы перемены – как минимум, в экономике. Этот тезис, кстати, подтверждается и данными опроса, проведенного недавно другим независимым аналитическим центром – НИСЭПИ.

С другой, мало, кто верит в то, что нынешнее руководство Беларуси пойдет на серьезные реформы. А без деятельного участия властей модернизировать страну не получится, полагают участники исследования, поскольку население хотя бы в силу своей зашуганности «поперек батьки» не полезет.

Кроме того, Андрей Вардомацкий отметил, что респонденты порой демонстрировали полярное отношение к проекту «Европейский диалог для модернизации Беларуси». Кто-то видит позитив, связанный с тем, что ЕС способен принести в нашу страну новые технологии и инвестиции. Кто-то подозревает, что Запад таким образом пытается поглотить «синеокую», превратив ее в свою сферу влияния.

Позиция второй группы, по мнению социологов, может объясняться сильным влиянием официальной пропаганды. Этому способствует также очевидный дефицит информации о новом проекте Евросоюза, посвященном Беларуси.

Неоднозначная позиция населения тем более объяснима, если учесть, что даже эксперты пока не могут договориться об основополагающих вещах. Как отметил в интервью БелаПАН координатор одной из рабочих групп в рамках проекта Денис Мельянцов, на данный момент нет даже общего видения целей диалога о модернизации.

– Какие именно реформы продвигать? На каком уровне? Насколько глубоко нужно прорабатывать проекты реформ? На чем делать акценты: на системной трансформации или на отдельных улучшениях? Пока окончательных ответов на эти вопросы нет, – констатирует аналитик.

Среди прочих негативных факторов участники исследования отмечали то, что отношения Беларуси с Евросоюзом безнадежно испорчены политикой Александра Лукашенко. Кроме того, задачу сближения нашей страны с ЕС затрудняет то, что последний тоже переживает не самые простые времена в своей истории.

Впрочем, есть и основания для осторожного оптимизма. Многие респонденты рассматривают «Европейский диалог для модернизации», как шаг на пути в ЕС. Эта дорога обещает быть долгой и непростой. Но альтернативное направление выглядит куда менее перспективно.

— Россия — это страна, экономика которой полностью зависит от углеводородов, не имеющая своих передовых технологий, с деградирующей промышленностью, образованием и вымирающим населением, — считает Денис Мельянцов. — Модернизация — очень сложный и болезненный процесс. Но если мы на этот процесс решаемся, то ориентиры и поддержку нужно искать в ЕС, а не в ЕЭП.

Чтобы двигаться вперед, белорусам нужно сделать осознанный выбор. На Восток можно попасть, образно говоря, лёжа на печи: Россия сама втянет нашу страну, если мы будем лишь пассивно наблюдать за развитием событий. Путь на Запад требует усилий и немалых. Но если стремиться попасть в современный цивилизованный мир – нам туда.