Филин

Кирилл Иванов

Что можно увидеть, если спуститься из космических фантазий на грешную землю

Лоск пропаганды против незаблюренной реальности.

Среди тех, кто сегодня пытается понять истинные мотивы Лукашенко, организовавшего под собственное переизбрание кампанию «Космос наш!», встречаются и такие мнения: все это попытка примерить на себя китель Сталина, который, по утверждениям его обожателей, «принял страну в лаптях и с сохой, а передал ее великой ядерной державой».

Что-то в этом есть. Если вчитаться в пафосные реляции пропаганды, можно легко обнаружить характерные для той мрачной эпохи нотки. Вот лишь один из многих примеров:

— Не только я — вся Беларусь буквально грезила о собственном космонавте, первом в нашей новейшей истории. И по мере развития и укрепления страны, Союзного государства эта мечта обретала реальные очертания. Главная роль в ее осуществлении, несомненно, за президентом. Александр Григорьевич, пожалуй, как никто подвигал страну к этому — системно и очень грамотно.

Но если спуститься из космических фантазий на грешную землю, то можно увидеть, что кое-где наша страна возвращается к той самой сохе. Как сообщает Радыё Свабода, в одном из хозяйств Гомельщины за долги было отключено электричество в здании правления. В итоге бухгалтер не могла начислить работникам зарплату. Дошло до того, что пришлось просить у сельчан топливо для генератора, чтобы доделать зарплатные ведомости.

И, судя по тому, как обстоят дела во многих сельскохозяйственных предприятиях, вряд ли этот случай единичный.

Организатор первого полета беларуски в космос утверждает, что это — «величайшая победа нашей страны», которую «наш народ заслужил».

И при этом сейчас по всей стране все тот же народ — от работников сельхозпредприятий, до старшеклассников и административных задержанных — собирает по полям камни. А все потому, что кто-то увидел те самые камни в иллюминатор президентского вертолета. И началось.

Камнеуборочная техника? Нет, не слышали. Все, как во времена лаптей и плетей, «добровольно и с песней». А может иначе и не может быть в стране, где один и тот же человек решает, что и где сеять по весне, и кому лететь в космос?