Комментарии
Михаил Брошин

Что думают эксперты об антикризисном плане властей

В январе наиболее очевидной реакцией властей на обостряющий экономический кризис стало совместное постановление Совета Министров и Национального банка № 28/2, которым утвержден комплекс из 93 мер по решению задач социально-экономического развития Беларуси в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности.

Впрочем, даже государственные эксперты не пришли в восторг от этого документа.

«Если бы этот комплекс мер был указан в курсовой или дипломной работе, его можно было бы назвать нормальным», — отметил в беседе с еженедельником «Белорусы и рынок» заместитель директора по науке Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси кандидат экономических наук Георгий Гриц.

Постановление является скорее набором благих намерений, нежели реальным планом действий. «Реализация документа рассчитана на 2016 год, хотя провести большую часть запланированных мероприятий, например вывод наших предприятий на международные рынки IPO, в нынешнем году невозможно в принципе. Даже для компании, имеющей свою кредитную историю и прозрачную финансовую отчетность по международным стандартам, на стандартный выход на международные площадки отводится порядка 2-2,5 лет», — рассказал Георгий Гриц.

Сомнения эксперта основаны и на том, что многие тезисы публиковались уже не раз, но так и остаются невыполненными: «Мы уже 20 лет говорим о диверсификации, а ситуация только усугубляется: доля России в нашем экспорте все растет и растет».

Негосударственные аналитики и вовсе не скрывают скепсиса. Так, экономист Ярослав Романчук пишет в «Белгазете»:

«70% положений данного документа можно отнести к категории «болтология», 20% – это меры, которые сужают сферу экономической свободы и дают еще больше власти чиновникам. Остальные 10% распределяются среди правильных, но утопичных деклараций и «ценных рыночных мер»…

Представленный документ («Комплекс мер») – это не программа реформ и даже не план антикризисных мер. Это нормативное ООО: отписка, отмазка и отговорка».

Сам же Романчук и объясняет, почему получилось именно так:

«Президент велел разработать антикризисные предложения в рамках старой модели – и чтобы никаких экспериментов. У белорусских чиновников не принято уходить в отставку, если им спускают утопичный, очевидно невыполнимый приказ.

Поэтому авторам документа пришлось серьезно попотеть, чтобы, с одной стороны, сохранить приверженность старому курсу и модели «Хрупкого сосуда», с другой – создать видимость некой новизны и адекватности той кризисной ситуации, в которую РБ попала при активном участии большинства авторов проектов…

Нет сомнений, что зерна здравого смысла и рыночного мышления в органах госуправления есть, но в 2016г. прорасти через асфальт инерционной, реакционной, цепляющейся за свои привилегии и должности бюрократии они не смогут. Потому что для главы государства привычнее, сподручнее и спокойнее делать ставку на старое и известное. Комплекс 93-х мер – это его законодательный кокон, в котором он прячется от прямого, честного диалога с бизнесом и обществом».

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)