Что бывает, когда тиран пытается оставить о себе память на века
Письма к дочери – с поучительной историей о неудачной попытке увековечить себя в истории.
Император Нерон Клавдий Цезарь Август Германик очень хотел увековечить свою память. В смысле как-нибудь наследить в истории.
Ради этого он даже сочинял стихи и выступал на сцене. Делал это с таким успехом, что сенат однажды постановил заранее признать Нерона победителем театральных соревнований, чтобы Император не позорил императорский титул своими сценическими дарованиями.
Но Нерон понимал, что одними стишками в истории не наследишь. Что след в истории должен иметь более материальное воплощение.
И лучше всего воплощать его в форме дворца. Потому что это с одной стороны историческое наследие, а с другой комфортное проживание.
Некоторые злые люди говорят, что ради строительства своего дворца Нерон организовал Великий пожар в Риме. Тот, в котором обвиняли христиан.
Я про организаторов тебе сказать ничего не могу, но пожар Нерону действительно помог. Если бы не пожар, то строить его дворец было бы негде.
Потому что это был не просто дворец. Это был дворец, каких не было ни до, ни после. Дворцово-парковый комплекс Нерона был по размерам как Лувр, Тюильри и Елисейские поля вместе взятые. На входе во дворец Нерон поставил тридцатиметровую статую самого себя.
На строительство ушло несколько годовых бюджетов Империи. И все равно денег не хватило. Потому что не зря дворец называли Золотой дом Нерона.
Внутри и снаружи он был отделан золотом и драгоценными камнями. Говорят, когда дворец закончили и Нерон в него въехал, он сказал, что наконец сможет пожить по-человечески. Правда, долго пожить по-человечески не сложилось.
Поучительную историю о том, как Нерон проснулся однажды утром и обнаружил, что в огромном дворце он остался совсем один, что слуги, охрана и верные соратники куда-то разбежались, я тебе уже рассказывал. Сейчас не об этом. А об императорском наследии.
После смерти Нерона за полтора года в Риме сменилось четыре императора. И, конечно, императорам, которые часто сменяли друг друга, было не до дворца и нероновского исторического наследия.
Победитель, Тит Флавий Веспасиан, был очень практичным человеком. Жить во дворце Нерона он не хотел, потому что содержание этого дворца стоило, как содержание пары римских легионов. Но и разбирать дворец Веспасин не стал, потому что это удовольствие тоже стоило больших денег.
Он только избавил дворец от драгоценной отделки, которую можно было продать, чтобы пополнить императорский бюджет. Практичный Веспасин даже статую Нерона не стал сносить. Просто заменил у этой статуи голову Нерона на голову бога солнца.
В общем дворец потихоньку ветшал, его территория застраивалась, пока в Риме не случился очередной пожар, в котором Золотой дом Нерона слегка обгорел.
Новый Император приказал снести то, что от него осталось и открыл дворцовую территорию под регулярную городскую застройку.
В итоге от исторического наследия Нерона вообще ничего не осталось. А осталась только недобрая память об одном из худших римских императоров. Потому что некоторые вещи действительно трудно забыть.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное