Общество
Семен Печенко, фото автора

Чижовка. Есть ли жизнь после чемпионата

Корреспондент «Салідарнасці» отправился в минский район, который в прошлом месяце жил большим хоккеем.

О прошедшем чемпионате здесь напоминают изоброжения талисмана состязания — зубра Волата, прозванного в народе Валерой. Табличка с Волатом указывает путь к «Чижовка-Арене» на улице Машиностроителей. Стендовая версия талисмана по-прежнему стоит у самой арены. Еще один маленький «Валера» украшает стену чижовского кафе «Ной» рядом с вывеской «Шашлычная». Кое-где сохранились рекламные плакаты прошедшего чемпионата, словно говорящие, что Чижовка никак не хочет распрощаться с этой страничкой своей истории.

Главным же напоминанием о недавнем хоккейном прошлом является сам район, заметно изменившийся за последние годы, особенно его центральные улицы. Широкие тротуары, велодорожки и множество лавочек, которые, как ни удивительно, до сих пор не тронули вандалы.

— Было неудобно, когда улицы ремонтировали. Во время чемпионата болельщики спать не давали. Но мы это пережили. А теперь есть где отдохнуть, присесть в тени, — делятся наблюдениями две бабушки, гуляющие по преобразившемуся парку 900-летия Минска.

Продавец сахарной ваты с ностальгией вспоминает майские дни. Еще бы — столько покупателей у него раньше не было.

— Если бы такие праздники можно было устаивать каждый год.., — мечтательно говорит он.

Углубляюсь во дворы. Компания молодых людей выходит из магазина, готовясь к обеду под открытым небом. В меню — бутылка водки и пачка чипсов. Им не до воспоминаний о хоккее, молодые люди шумно обсуждают поведение своего собутыльника. Будучи самым трезвым, он украл 100 тысяч.

— Нужно его хорошенько отпинать, чтобы знал, как «бабло» красть, — говорит хриплая девушка неопределенного возраста.

В Чижовке живет мой брат. Бывая у него в гостях, наблюдал, как меняется район с приближением чемпионата. Брат ведет меня по улицам и дворам, рассказывая о плюсах и минусах обновленной версии Чижовки.

Улица Уборевича. Раньше прогулки с детьми для молодых родителей были здесь настоящим приключением. Напротив зоопарка тротуар перетекал в обыкновенную тропу, гулять по которой с коляской было неудобно. Со стороны домов препятствиями служили выезды из дворов.

Теперь здесь проложили широкие пешеходные дорожки, обустроили их площадками для пикников с местами для разведения костра и беседками, реконструировали площадку для выгула собак, которая раньше утопала в бурьяне.

В целом, район изменился в лучшую сторону, говорит брат. Новые магазины и дежурная аптека, удобные дорожки. Даже коммунальные службы стали работать лучше. Если раньше скошенную в скверах траву просто оставляли гнить, то теперь ее сразу же убирают.

Углубившись во дворы, замечаем следы недоделок. На улице Голодеда возле одного из домов до сих пор нет тротуаров, двор представляет собой стройплощадку, жители обходят ее по вытоптанной на газоне тропинке.

На пересечении улиц Голодеда и Краснослободской к концу года должны были построить торговый центр. Об этом говорит паспорт объекта на заборе, за которым виднеется заросший травой пустырь.

Под окнами одного из домов валяются бутылки от спиртного, пустой тарой под завязку забиты урны на аллее молодоженов. Наивно думать, что три недели чемпионата отучат людей от вредных привычек.

— Пить не стали меньше. Единственное — теперь пьяных компаний во дворах стало меньше, многие перебрались «отдыхать» в беседки за зоопарком, — рассказывает брат.

В подземном переходе возле зоопарка с потолка отвалилась штукатурка. Сыпаться она начала еще перед чемпионатом. За несколько дней до открытия эти участки замазали, а сейчас штукатурка сыплется снова.

У арены над Ташкентской висит растяжка с надписью «Гісторыя. Тое, што нас аб’ядноўвае». Символичное напонинание о том, что чемпионат ушел в историю.