Политика

Четыре варианта будущего России после смены режима

Политик Михаил Ходорковский сделал свой прогноз.

— Несколько дней назад довелось говорить о будущем России, — отмечает Михаил Ходорковский. — Тема, на мой взгляд, важная, поскольку до смены этого режима надежного мира в Европе не будет, а вот после его смены – все зависит от того, как эта смена произойдет.

Так вот, на мой взгляд, возможны четыре управленческие модели с предсказуемым развитием ситуации:

1. Путинцы удерживают власть после ухода Путина. Россия продолжает имперскую политику. Поскольку путинцам нужен внешний враг, чтобы консолидировать общество и собирать с регионов дань, в размере 60% от собираемых налогов, а потом раздавать деньги в обмен на лояльность, продолжаются гражданские и империалистические войны.

Все печально. Страна надорвется, если не сгорит в пламени ядерной войны. Но когда надорвется, если не сгорит, то пойдет на один из оставшихся трех вариантов.

2. Страна окончательно развалится. На ее обломках создадутся 5-7 ядерных государств, которые получат спорные административные границы и, вероятнее всего, будут воевать за их расширение. Война, вероятно, в случае интернационализации конфликта станет ядерной.

3. На место путинцев к власти придут антипутинцы, которые попытаются создать Единую Демократическую Россию. Те же яйца – вид с боку.

Попытка опоры на Запад не увенчается успехом, поскольку Запад потерял восторженность времен Горбачева и в обмен на поддержку потребует такие геополитические уступки, которые нельзя будет предоставить немедленно.

Да и поддержка не сможет быть такой уж масштабной – страна слишком большая. Опасений у Запада тоже немало.

Значит процесс сближения будет медленным и проблематичным, а власть надо удерживать сейчас.

И значит нужен враг. Сначала внутренний и он будет – коммунисты, патриоты, силовики, непокорные или коррумпированные региональные элиты, потом — внешний, поскольку борьба с внутренним — это борьба демократического меньшинства против очень разного большинства и приведет она в начальную точку – авторитарного принуждения.

4. Вариант четвертый – федерализация по примеру США. Население регионов или агломераций регионов – их наберется 15-20, по моим оценкам, становится источником власти и переучреждают федеральный центр из своих представителей для решения общих вопросов.

Возможно, частью этого федерального центра станут федеральные партии, представляющие тех людей, которые полагают себя во-первых коммунистами, либералами или патриотами, а лишь потом жителями Поволжья, сибиряками или дальневосточниками. Сомневаюсь, что таких наберется более 30%.

Важно, что все эти люди не сами по себе, а лишь представляют интересы своих поручителей и могут быть отозваны.

Я с 24 февраля твердый сторонник четвертой модели. Веймарский синдром нам гарантирован, и любая модель, где на федеральном уровне может победить популист, а не коалиция региональных политических субъектов – без сомнения приведет к попытке реванша. Ну или удержания неправедно завоеванного.

Реванш же или даже попытка удержания завоёванного возвращают нас в исходную точку – конфронтации с западным миром, авторитаризма и распада.

Нам, проевропейской части российского общества и Западу придется смириться, что Россия после Путина останется политически и экономически многоукладной: на одном полюсе вполне себе европейские агломерации, на другом — «избирательные султанаты» с их, в большей или меньшей степени, родоплеменными отношениями (иногда в стадии перехода к феодализму).

Попытку перепрыгнуть эту или подобную пропасть в один прыжок делали многие, в том числе большевики. Известные мне относительные удачи, связаны с оккупацией (Индия) или гостеррором (Сталин) – не наш случай.

Значит, надо смириться, искать консенсус по совместным вопросам и надеяться на силу примера. Главное – парламент из представителей регионов не даст тратить деньги на внешние авантюры. И не потому, что они там особо прекрасные люди – просто интересы, как и источник легитимности в регионах иные, чем консолидация перед лицом внешнего (относительно России) врага.

Ну а риски? Риски огромны – и свалиться обратно в авторитаризм, и развалить страну. Да и цена не маленькая — без крови, надеюсь небольшой, все это не обойдется.

Однако начав агрессивную войну, раз за разом угрожая миру ядерным оружием, Путин так задрал ставки, что расплата неизбежна и платить придется всем нам.