Четыре крупных западных издания написали о Беларуси. Что их волнует?
После заявлений Кремля о планах углубить интеграцию с Беларусью западные СМИ вспомнили о нашей стране. С аналитическими статьями о Беларуси и России практически одновременно выступили The Washington Post, Gazeta Wyborcza, The Independent и информагентство Bloomberg.
Что волнует наших западных коллег, в чём они ошибаются, какие сценарии кажутся им вероятными? Узнайте об этом из краткого (спойлер: не очень) пересказа статей на Еврорадио.
Энн Эплбаум, The Washington Post: «За апатичное отношение к Беларуси придётся заплатить»
Писатель и публицист Энн Эплбаум специализируется на Восточной Европе. Она вспоминает колонку о Беларуси, которую опубликовала после президентских выборов 2001 года, и замечает, что принципиальных изменений в нашей стране за двадцать лет не произошло. А вот Россия, по её мнению, очень сильно меняется. Аппетиты Владимира Путина растут, ему нужны яркие успехи, чтобы скрыть слабость российской экономики и свой вялый рейтинг.
«Радость от оккупации Крыма прошла, операция в Сирии трудозатратна, а захват очередных территорий Украины требует от России масштабных военных усилий. Может, Путин на это и пойдёт, но возможно, что к этому времени он уже присоединит Беларусь к России».
Колумнистка считает, что к Беларуси будет применена «умеренная» форма захвата. Так она называет экономическую экспансию и подчинение.
Радикальная форма захвата при этом — создание совершенно нового политического образования, «которым бы управлял один президент, имя которого начиналось бы на букву В». Эплбаум полагает, что создание российско-белорусского государства возможно:
«Все эти двадцать лет Лукашенко удерживался у власти благодаря тому, что он хорошо понимал, откуда дует ветер. Если Россия сделает ему предложение, от которого нельзя отказаться, то он не будет сопротивляться».
Эплбаум констатирует, что у Запада сегодня меньше влияния на Минск, чем раньше. Там сейчас в принципе мало заинтересованы Беларусью.
«И что ещё более важно, нынешний президент США не только отказался от мечтаний о единой и свободной Европе, он склонен принимать во внимание российскую точку зрения в большинстве существенных дел».
По мнению Эплбаум, Владимир Путин может попытаться восстановить СССР, развал которого он когда-то назвал «главной геополитической катастрофой XX века».
«За нашу апатию придётся заплатить. Речь не только о том, что белорусы могут оказаться на пороге потери своей независимости, но и о том, что Москва может быть на пороге нового превращения в полноценную столицу империи, которая подбирает под себя многие страны и управляет ими».
Леонид Бершидский, Bloomberg: Лукашенко между молотом и наковальней
Сооснователь российского издания Slon.ru, а ныне эмигрант и европейский колумнист Bloomberg Леонид Бершидский называет две причины, из-за которых возможен захват Беларуси. Первая — Беларусь как компенсация за Курильские острова, которые Россия вынуждена будет вернуть Японии.
«Россия как никогда близка к разрешению территориального спора с Японией, который тлеет с 1945 года. Хотя это приведёт к привлечению крупных японских инвестиций, сделка будет означать передачу некоторых спорных дальневосточных островов — потенциально непопулярный шаг, который было бы хорошо сбалансировать территориальными выгодами в другом месте».
Второй вариант — Путин не сможет найти альтернативных вариантов для продления себе полномочий и компенсации внешнеполитических потерь. То есть если на изменение конституции кишка тонка.
«Теперь объединение является политически привлекательным для Путина, и не только потому, что у него будет значительно усиленный Высший государственный совет (Союзного государства. — Еврорадио) в 2024 году, но и потому, что он сохранит значительную часть своей власти на всю жизнь без изменения конституции».
Официальные предостережения Лукашенко о недопустимости поглощения и заявления пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова о том, что слияние не является предметом обсуждения, не означают, что нет разговора о "более глубокой интеграции":
«Отрицание касается только полного поглощения, а не более глубокого сценария интеграции Беларуси и России. Однако во время двух встреч с Лукашенко в конце декабря Путин не смог убедить своего младшего партнёра пойти по пути объединения. Большинство белорусов тоже считают, что Беларусь должна быть независимой, хоть и союзником России».
В завершении колумнист Bloomberg пишет, что поиск помощи на Западе менее привлекательный вариант для Лукашенко, он опасается, что это приведёт к потере абсолютной власти.
«Перед Лукашенко альтернатива: уступать давлению Путина или искать помощи на Западе. Но это, в некотором смысле, менее привлекательный вариант для него: он подозревает, что США и Европейский союз хотят подорвать его почти абсолютную власть. Как и много раз в своей карьере, белорусский лидер оказался между молотом и наковальней».
По мнению Бершидского, развитие ситуации зависит от Путина и его способности решить политические проблемы, как внутренние, так и внешние:
«Сможет ли он уйти в этот раз, во многом зависит от того, найдёт ли Путин другие способы решения своих политических проблем, как с правопреемством, так и с балансом достижений и жертв во внешней политике. Если он этого не сделает, давление может стать невыносимым для белорусского диктатора».
Что интересно, Путина российский колумнист «Блумберга» ни разу не называет ни диктатором, ни деспотом. По сути, Бершидский в итоге выдаёт типичный для российских медиа текст о том, что судьба Беларуси теперь решается Россией и лично Владимиром Путиным.
Оливер Кэролл, The Independent: Путин ищет красивое решение
Корреспондент The Independent Оливер Кэролл считает, что Путин не хочет менять Конституцию России, чтобы не идти по банальному пути диктатора. Поэтому ему нужно более красивое решение — Союзное государство.
«Российский президент не желает вступать в ряды диктаторов, которых высмеивают за то, что они цепляются за власть. Ему нужно было более красивое решение».
В случае создания реального Союзного государства Владимир Путин возглавит новое образование и сохранит власть:
«Идея Владимира Путина возглавить новое союзное государство Беларуси и России решила бы эту головоломку. Президент мог бы установить преемника, а затем наблюдать за стратегическими решениями безопасности и направления с новой высоты».
В тексте также приводится мнение главы политической экспертной группы Константина Калачёва. Он считает, что в российских властных кругах есть те, кто мечтает об «интеграции» Беларуси и не считает белорусов отдельной нацией:
«Кремль отчаянно не хочет, чтобы его ближайший партнёр исчез на западной орбите, как Украина. Но российская политическая элита давно разделилась в отношении того, что с этим делать. Некоторые мечтают об «интеграции» своего ближайшего союзника — так же, как они мечтали об «интеграции» Крыма. Эти же люди не считают белорусов отдельной нацией».
Вацлав Радзивинович, Gazeta Wyborcza: Следующий пункт в меню Путина — Беларусь
«Одна страна может исчезнуть с карты Европы. Хозяин Кремля теряет поддержку своих соотечественников. Чтобы её восстановить, нужны значительные успехи, такие как присоединение к империи Крыма в 2014 году или отторжение Южной Осетии и Абхазии от Грузии шестью годамі ранее. Беларусь можно взять без войны», — считает корреспондент «Газеты Выборчей» Вацлав Радзивинович, специализирующийся на России.
Радзивинович полагает, что «аншлюс» Беларуси — способ поднять рейтинг Путина, падающий из-за непопулярных решений правительства. И отвлечь от несбывшихся ожиданий:
«Россия застряла в экономических проблемах и не может дать своим гражданам то, что обещал президент, даже повысив пенсионный возраст. Хозяин Кремля теряет поддержку своих соотечественников. Чтобы её восстановить, нужны значительные успехи, такие как присоединение к империи Крыма в 2014 году».
По мнению публициста, Беларусь можно взять без войны, просто «перекрывая кислород» для экономики, то есть прекращать поставки дешёвого сырья:
«Империалисты в Кремле заставят Лукашенко «интегрироваться», чтобы не случилось того, что случилось с Украиной. Москва вкладывала много денег, чтобы удержать Киев в зоне своего влияния. Но эти миллиарды были напрасны».
Недавняя оговорка Путина на пресс-конференции о 164 млн человек его населения (притом, что население России составляет 144,5 млн человек), Вацлав Радзивинович считает классической фрейдистской оговоркой:
«Это может быть правдой, но только после присоединения к России не только Беларуси, но и северных районов Казахстана, где большинство населения составляют русские. Возможно, Беларусь не последнее блюдо в меню имперского Кремля».
***
Итог неутешителен — иностранные издания предрекают Беларуси не самые радужные перспективы. Хотя журналисты толком не могут объяснить, как именно Путин сможет убедить Лукашенко и его правительство «за бочку мёда» пожертвовать суверенитетом. Лишь польский обозреватель открыто заявляет, что Лукашенко «сдаст страну», если экономика Беларуси останется без дешёвых российских энергоресурсов.
Читайте еще
Избранное