Черный квадрат Лукашенко
«Боже, какой стыд!» — не выдержал кто-то в зале. На лицах художников читался явный ужас, когда я зачитывала им цитату Лукашенко о «Черном квадрате» Малевича.
Так уж совпало, что презентация книг, посвященных Казимиру Малевичу, состоялась прямо на следующий день после того, как президент Беларуси разоткровенничался с российскими СМИ по поводу своего понимания живописи.
«Смотрю на этот «Черный квадрат»… Так он называется, да? И думаю: «Ну что это такое, может, и я бы за ночь такое нарисовал?»
Пока я зачитывала слова Александра Лукашенко, желая услышать мнение профессионалов по поводу сказанного, в зале кто-то не выдержал:
— Боже, какой стыд!
Видно было, что люди смущены и обескуражены. Собравшись с мыслями, авторы и организаторы презентации как-то попытались перевести сказанное в шутку: мол, раз такому далекому от искусства и очень занятому человеку известно о Малевиче — значит, это действительно великий художник. Но видно было, что им совсем не до шуток.
У многих на лицах читался явный ужас. Им, правда, было стыдно. Стыдно не за то, что кто-то чего-то там не понимает в живописи. И даже не за то, что известного на весь мир художника пытаются ославить, причем делает это его же соотечественник, который по идее должен был бы гордиться славным земляком.
Им было стыдно за страну. Страну, у руля которой стоит человек, чей культурный уровень не позволяет ему даже промолчать, чтобы не выставить напоказ свою необразованность.
Сам Лукашенко признавался на той же пресс-конференции: «Я тоже просил их (художников – авт.): «Научите меня разбираться». Один из них мне такую вещь сказал: «Александр Григорьевич, не заморачивайтесь на этом, у каждого у нас свои мухи».
Действительно, объяснить это «мухами» проще, чем раз за разом испытывать этот ужас и стыд.
Да, в отличие от Лукашенко, эти люди понимают, что «Черный квадрат» хорош не тем, что он черный или что он квадрат, и наверняка могли бы объяснить это великому ценителю искусства. Но не стали. Как и то, что «Черный квадрат» Лукашенко имеет такую же художественную ценность для изобразительного искусства, как и переписанная им от руки «Война и мир» для литературы.
Глядя, как руководитель государства, щеголяя на весь мир своим невежеством, тянет в бездну бескультурья всю страну, думаю, у многих пропадает дар речи и появляется это чувство стыда.
Я часто видела подобный стыд. На лицах историков, которые слушали слова Лукашенко про Скорину в Питере и «товарища Сапегу». На лицах писателей и поэтов, которые от него же узнавали про стихи Быкова и книжки Алексиевич, которую белорусам «стыдно читать». На лицах музыкантов, которым глава Беларуси ставил в пример творчество «Сливок» и восхищался «Славянским базаром» как наилучшим культурным событием.
В конце концов, я видела этот стыд на лицах моих родителей. Отца-ученого, который вместе с его коллегами удостоился от президента звания «яйцеголового», и матери, всю жизнь проработавшей в книжном издательстве среди тех самых «врагов народа» — именитых писателей, которым сегодня закрыты двери во все школы.
Теперь вот художники...
Поэт и журналист Дмитрий Растаев на своей странице в Фейсбуке написал:
Малевич, клюкнув хорошенько,
мог чёрным сделать и овал -
но как тогда бы Лукашенко
его за ночь нарисовал?
Овал — капризная фигура,
подход особый нужен к ней...
Рисуй квадраты, диктатура —
чем прямше угол, тем верней!
Пожалуй, лучше и не скажешь. Вот только очень страшно становится жить в тех «Черных квадратах», которые столько лет нам рисует Лукашенко.
Читайте еще
Избранное