Комментарии

Вероника Белова

«Черный квадрат» Лукашенко: эволюция творчества за одну ночь

Картина знаменитого Малевича вновь разбередила душу Александра Григорьевича. На этот раз о «Черном квадрате» Лукашенко вспомнил на открытии «Славянского базара» в Витебске.

Рассказывая о том, что Витебск неслучайно выбрали «культурной столицей братских славянских стран», глава государства пояснил:

— Этот город обладает особой творческой энергетикой. Здесь жили и творили величайшие авангардные художники — Малевич и Шагал. Они подарили миру «Черный квадрат» и юных влюбленных, парящих над городом.

Здесь Лукашенко позволил себе ремарку:

— Знаете, когда я сказал «Черный квадрат», сразу подумал: «Мне бы, как великим творческим людям, понимать этот «Черный квадрат». А так я радуюсь вместе со всеми и думаю: «Великое творчество».

Слова президента о том, что именно определение «великое творчество» всплывает в его голове, когда он говорит про «Черный квадрат», сразу же вызвали улыбку. Тут же вспомнилось другое высказывание Александра Григорьевича.

— Смотрю на этот «Черный квадрат», так он называется, да. Думаю, что тут такого? Может, и я бы за ночь такое нарисовал, — так говорил об этой знаменитой картине президент еще в 2016 году.

Это высказывание тогда наделало много шума не только среди ценителей искусства. Кто-то смеялся над таким примитивным восприятием живописи. У кого-то слова Лукашенко вызвали негодование и стыд за то, что известного на весь мир художника пытаются ославить, да еще и президент страны, который по идее должен был бы гордиться славным земляком.

— К Малевичу есть интерес во всем мире, одни мы, белорусы, безразличны к нему и позволяем себе всякие вольности говорить, кто он такой и что сделал, — комментировал тогда слова Лукашенко внучатый племянник художника Игорь Малевич.

И вот через три года Александр Григорьевич снова вернулся к этой теме. Понятно, что текст выступления в Витебске ему писали спичрайтеры, и они не могли не упомянуть имена славных земляков. Но и Лукашенко не остался равнодушным, оторвался от бумажки и все равно не промолчал.

И что же мы видим? Малевич для Лукашенко вдруг стал «величайшим авангардным художником», а «Черный квадрат» — «великим творчеством». Что послужило такой эволюции, сказать сложно. То ли Александру Григорьевичу так и не удалось нарисовать за одну ночь обещанный квадрат, то ли реакция общества поубавила желание выставлять напоказ свой культурный уровень.

Впрочем, объяснение тут может быть довольно тривиальным. Вспомнить о великих земляках подвигла политическая ситуация и крепкие объятия одного братского славянского народа. Отсюда и такая острая необходимость доказывать свою национальную идентичность, и такой запрос на великих земляков, белорусскую культуру и прочие символы независимости (достаточно вспомнить открытие Европейских игр).

Жалко, что пришло это понимание у любителя рисовать по ночам «Черные квадраты» так поздно. Да и возникло, увы, с его же легкой руки.