Комментарии
Александр Федута, «Наше мнение»

«Чем больше оппозиция надеется на социальный взрыв, тем больше я убеждаюсь в отсутствии у нее представлений о том, что происходит в стране».

29 июля в известинской статье «Аист из пробирки», где Дм. Соколов-Митрич разоблачает якобы распространенные в России мифы о Беларуси, приводятся ваши слова о том, как только Россия перестанет субсидировать власть Лукашенко, белорусский «рыночный социализм» рухнет в одночасье. Вы могли бы пояснить, что конкретно вы имеете в виду, когда говорите, что «пробирка рано или поздно лопнет», какие политические процессы могут произойти вследствие экономических сложностей из-за прекращения или поступательного сокращения российской поддержки? Например, Анатолий Лебедько некогда высказывал распространенное убеждение, что в результате экономических сложностей люди выйдут на улицу – и произойдет смена власти. Вы разделяете это убеждение?

Александр Федута: Я убежден в том, что если кто-то думает, что экономический крах системы выльется в толпы людей на улицах, то это – напрасные надежды. Дело в том, что белорусы имели уже этот опыт в 1991 году. Люди вышли на площадь и ничего не получили. И сейчас у них твердый иммунитет: они понимают, что выход на площадь не решает ни одной проблемы.

На мой взгляд, может произойти, условно говоря, охлократическая революция №2. Первая состоялась в 1994 году, когда вся система, одномоментно, настолько устала от старой власти, которая был уже просто нефункциональна, что в системе произошел сбой, и фальсификация стала невозможна. Фальсификация результатов выборов. Часто говорят о том, что старая власть не готовилась к фальсификациям, но это неправда. Я дежурил в штабе Лукашенко в 1994 году на телефоне, и я могу засвидетельствовать, что данные по минской области поступили чрезвычайно поздно. Их озвучили уже после того, как стало понятно, что фактически уже без этих данных Лукашенко выигрывает. Такая задержка данных возможно только в одном случае. Минская область – самая густонаселенная область страны, в ней больше всего избирателей, если не считать город Минск, а при явке в регионах, удельный вес этих голосов повышается, и такая задержка данных свидетельствует в пользу того, что какие-то манипуляции с голосами готовились и осуществлялись. Но в тот момент система дала сбой.

Вот точно так же, когда власть перестанет быть функциональной, произойдет сбой и в этом случае. Но такой охлократической революции, когда придет человек с улицы – хотя в 1994 г. не с улицы, а из парламента – и заставит поверить в чудо, уже не будет. Будет другое. Государственный аппарат выдвинет некую альтернативу. Я не верю в белорусских чиновников. Но у них есть инстинкт самосохранения. Они не тронутся с места до тех пор, пока Лукашенко силен. Но как только он перестанет быть функциональным, как только они поймут, что он потерял реальную опору на электорат, появится альтернатива.

Что касается оппозиции. Да простят меня мои коллеги, но чем больше они надеются на социальный взрыв, тем больше я убеждаюсь в отсутствии у них реальных представлений о том, что происходит в стране.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)