Комментарии
Леонид Радзиховский, «Взгляд»

«Человечину заготавливали, как говядину»

Старый советский анекдот. Врачи беседуют с имбецилом. «Как тебя зовут? – А-а-а. – Сколько тебе лет? – А-а-а. – Кто твоя мама? – А-а-а. – Какой сейчас год? – Юбилейный!»

Смысл анекдота в том, что в 1970 году – 100-летие Ленина – всех достали этим дурацким юбилеем (замечательно это показано, кстати, в фильме «Комедия особого режима»).

2009-й – год 130-летия Сталина.

Дата липовая – на самом деле Сталин родился в 1878 году, а не 1879-м, как написано в официальной биографии. На кой черт он врал даже в этом? Никто уже не узнает.

Дата не слишком круглая – более круглой считается обычно 125-летие.

А главное, Сталин – слава тебе, Господи – никто, не является официальным кумиром. Правда, на нынешнем идеологическом безрыбье этих «официальных героев», вроде, и вовсе нет. И спасибо…

Тем не менее весь этот год – и без всякой связи с юбилеем – о Сталине трендели с утра до ночи.

И не просто трендели, но яростно спорили, собственно, эти споры составляют главное, самое трепетное содержание нашей «политической жизни».

Сталин и война. Сталин и репрессии. Пакт 1939 года. Мировая война и ВОВ. Сталин и модернизация. И т. д.

Конечно, это не столько говорит о Сталине, сколько о нищете нашей жизни: главный источник идеологического кайфа – какая-то некрофилия… Про сегодня и завтра говорят куда меньше, чем про вчера, а все «проекты», которые воспринимает общество, начинают с прошлого и там же, в спорах о прошлом, завязают. Тем не менее это так. И одной из стержневых тем года был Батька Усатый.

Собственно, 130-летие совсем не стало апогеем этой «сталинианы» – просто повод вспомнить еще раз, не более. И надеюсь, последний раз в этом году…

Я не буду излагать краткое содержание предыдущих серий этой мыльно-кровавой оперы. Все факты всем известны, нужны громадные усилия, чтобы их не знать.

Можно спорить о числе жертв, о методе их подсчета, но в любом случае, речь идет о сотнях тысяч расстрелянных, причем ЧЕЛОВЕЧИНУ ЗАГОТАВЛИВАЛИ, КАК ГОВЯДИНУ, – по цифрам, по плану, на каждую область спускалась контрольная цифра (приказ № 00447 в августе 1937 года) – сколько убить, сколько посадить, и обеспечивай, как умеешь!

Далее, речь идет о миллионах погибших в лагерях, миллионах «исчезнувших» в ходе коллективизации и голода.

Кстати, сталинисты набираются бесстыдства говорить: «А сейчас сидит не меньше, а Ельцин тоже расстрелял Белый дом». Класс! Что бы эти ребята сказали, если бы Ельцин расстрелял в Белом доме не 100, а 100 000 человек?! Если бы истребили не только всех депутатов Верховного совета, но их семьи, друзей, соседей и знакомых… Впрочем, сталинисты народ такой: плюй в глаза – божья роса.

А дальше начинается бесконечный спор – «цель оправдывает средства?», который быстро приводит к конечной формуле «война все спишет».

Все это – полная демагогическая чушь.

Да, война… Только со СВОИМ народом. Это не скрывалось, вполне официально провозглашалось – «обострение классовой борьбы по мере приближения к социализму». То есть – ПЕРМАНЕНТНЫЙ ТЕРРОР, террор без конца, террор как образ жизни, как способ правления, террор ПО ВОСХОДЯЩЕЙ.

Вот это и была ЦЕЛЬ – ТЕРРОРИЗИРОВАТЬ НАРОД ради укрепления диктатуры Партии над страной. И терроризировать Партию ради укрепления диктатуры Тирана над Партией.

ЭТА цель была нашим менеджером террора достигнута. Причем дело вовсе не в числе убитых/посаженных, а в ЭФФЕКТЕ. Эффект оказался ошеломляющим – сейчас, через 56 лет после смерти тирана, когда сменилось уже добрых три поколения, народ по-прежнему ЗАПУГАН. Этот страх не имеет рационального оправдания – террор кончился ровно 5 марта 1953 года. Но поротая задница кнут помнит – а поротая душа помнит Сталина.

Главная цель его педагогики предельно четко описана Шварцем в «Драконе».

«Дракон. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам – человек околеет. А душу разорвешь – станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. … Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы».

Наследникам Дракона тоже жалко – и вот они спешат показаться во всей красе, лезут на экраны, охорашиваются, все свои душевные дырки показывают со всех сторон.

Страх – агрессия – нетерпимость. Богатая культура ненависти, роскошный результат сталинской евгеники.

Захватить – запугать – просмердить страну на десятки лет вперед. Запомнишь такого!

Что же касается «индустриализации» и прочего, о чем без конца говорят «экономисты» и «политологи», очень гордые своей «твердостью» и «трезвым цинизмом», с которым они легко прощают чужую гибель, страдания и страх, то вот цифры (взяты из книги Б. Н. Миронова «Социальная история России» – специалисты знают, что это солидный труд).

Вот – результат героических лет большевизма, их бури и натиска.

Совокупный общественный продукт России и США (в миллиардах долларов 1975 года).

1913 год. Россия – 95 млрд, США – 243 млрд.

1940 год. СССР – 176 млрд, США – 420 млрд.

После всех усилий и миллионов трупов соотношение примерно то же! Итог всех индустриализаций… Если же брать соотношение ВВП на душу населения, то оно как было 24% в 1913 году, так и осталось примерно таким же (21–28%) в 1928–1950 годах. Да, у нас была война. А в США была Великая депрессия, страшный крах экономики. Потом, кстати, после смерти Сталина, это соотношение стало меняться в пользу СССР (с 31% в 1955 году до 44% в 1970-м, а потом опять поползло вниз, до 37% в 1987-м, ну а в 2008 году – около 34%, согласно The World Factbook). В общем, «клячу Истории загнать» так и не удалось, хотя народу загнали немерено…

Выработка электроэнергии.

1913 год. Россия – 2 млрд кВт.ч. Англия – 2,5 млрд кВт.ч. Франция – 1,8 млрд кВт.ч. США – 26,3 млрд кВт.ч.

1939 год. СССР – 43,2 млрд кВт.ч, Англия – 35,8 млрд кВт.ч, Франция – 22,1 млрд кВт.ч, США – 171,1 млрд кВт.ч.

Да, в СССР рост НЕМНОГО более быстрый, чем в Англии и Франции, он немного обогнал эти страны. А вот по сравнению с США темпы роста, и правда, КАЧЕСТВЕННО другие: в СССР производство электроэнергии выросло более чем в 20 раз, а в США – менее чем в семь раз. Но и в Англии – Франции это производство росло куда быстрее, чем в США! Значит, не в сталинской индустриализации дело, а в чем-то другом. Например, в том, что с низкого уровня растет быстрее, чем с высокого. Надо иметь в виду и то, что советская экономика всегда была куда более энергоемкой.

Во всяком случае, никакого Большого Скачка («догнать и перегнать»), который бы «оправдал» все моральные и человеческие жертвы, эта статистика не показывает.

Если же обратиться к высшему оправданию сталинской Системы – собственно к войне, – то картина такая.

Точных общепризнанных цифр нет, у разных историков они разнятся очень сильно. Тем не менее, сравнивая несколько источников, можно нащупать некоторые более объективные данные.

В 1914–17 годах на русско-германском фронте безвозвратные потери России и Германии соотносились как 2:1. В 1941–45 годах соотношение было 5:1. Нельзя сказать, чтобы сталинская Система оказалась более эффективной в войне, чем «прогнивший царский режим»!

Я уж не говорю, что в германской армии 1914–17 годов не воевали СОТНИ ТЫСЯЧ русских, а в немецко-фашистской армии – воевали (причем речь идет именно о русских – не прибалтах, чеченцах, украинцах и т. д. Кстати, это не «армия Власова», а вспомогательные немецкие части).

В общем, если Победа – высшее доказательство «эффективности менеджмента», то доказательство сомнительное. ТАКИМ сверхусилием выиграть могла бы и царская Россия – но просто никому в голову тогда не приходило, что возможны такие жертвы, такие методы ведения войны. Конечно, беспощадность, свирепость к своим – тоже эффективность своего рода… Но если под «эффективностью» понимать «малой кровью, могучим ударом», то этот экзамен сталинизм провалил полностью, куда больше, чем царизм.

Все сказанное – общеизвестно.

Гораздо удивительнее другое.

Итак: запуганное население, разорванные души, хромые души и т. д.

Сталин правил 30 лет: 1923–1953 годы.

За эти годы создана Великая Советская Культура и Наука.

«Броненосец Потемкин» и «Чапаев», «Земля» и «Потомок Чингисхана» в кино. Появились новые писатели: Шолохов, Булгаков, Ильф и Петров, Олеша, Платонов, Бабель, тот же Шварц, кстати… Писали – Пастернак, Ахматова, Ал. Толстой. Театр Мейерхольда. Музыка Шостаковича, Прокофьева.

В гуманитарных науках – Бахтин, «Морфология волшебной сказки» Проппа, классические работы ОПОЯЗ. В психологии – «школа Выготского».

Возникла Большая Наука.

Теория цепных реакций (Семенов), сверхтекучесть гелия (Капица – Ландау), революционные работы по теории вероятности (Колмогоров), топологии (Александров), теории групп (Гельфанд), эффект Вавилова – Черенкова… Возникла школа Иоффе, школа Мандельштама. Наконец, созданы – атомная и водородная бомба, ракета, ЭВМ (школа Лебедева, в 1950-е годы мы почти не отставали от США)…

Вот уж тут точно – ВЗЛЕТ!

При этом Мандельштам, Мейерхольд, Бабель – уничтожены, Бахтин не вылезал из ссылок, Королев, Ландау, Глушко, Туполев – арестованы, Николай Вавилов умер в тюрьме, Шостакович, Зощенко, Ахматова подвергались издевательским, унизительным «проработкам», Платонов и Булгаков писали в стол… Посмотрите в Интернете «список репрессированных членов Академии наук» – больше 200 (!) человек, примерно четверть от общего числа членов академии 1922–1953 годов. Еще в 1974 году в АН СССР можно было насчитать не меньше 15 репрессированных при Сталине академиков: секретные физики, конструкторы, биологи, филологи, историки и т. д.

Теперь давайте сравним последние 20 лет.

ПОЛНАЯ СВОБОДА. Пиши-говори все, что угодно. И что же сказано, написано?

Зеро. «Околоноля» (кстати, одна из самых заметных книг десятилетия).

Нет, разумеется, пишутся и печатаются десятки тысяч книг, сняты сотни фильмов, издаются тысячи научных журналов…

Слова, слова, слова…

Кто появился НОВЫЙ? Вот уж в интеллектуальной области точно – доедаем старые, советские запасы, будь то Жванецкий или Алферов, Гинзбург или Рязанов, Арнольд или Церетели, Герман или Никита Михалков. Я не сравниваю их КАЧЕСТВО. Я говорю лишь о том, что новые имена, которые, разумеется, появляются, в стране-то живет 140 млн человек, не идут просто НИ В КАКОЕ СРАВНЕНИЕ с теми людьми, кто пришел в науку, литературу, кино, музыку и т. д. при Сталине.

И, кстати, после Сталина – в 1950-е – 60-е годы. А потом – ВСЕ. Кончилось.

Почему?

Единого ответа на этот вопрос нет.

Ответов много, один не исключает другой.

Первый. ВРЕМЯ ТАКОЕ было… В 1920–40 годах не в одной России, во всем мире был НЕСЛЫХАННЫЙ ВЗЛЕТ в культуре и науке. Пикассо, Дали, Хемингуэй, Чаплин, Ле Корбюзье… Создана квантовая механика, антибиотики, в апреле 1953 года (!) открыта структура ДНК. Телевидение, компьютеры, та же бомба, ракета – все оттуда. Кстати, более чем успешно работали и на Западе русские: Зворыкин, Гамов, Ипатьев, Набоков.

Мощнейшее интеллектуальное поле. Это – не следствие большевизма (скорее, наоборот – большевизм возник как один из побочных эффектов в этом поле). Так что нечего на СССР кивать – весь мир встал на дыбы.

А сейчас не только в России – НИГДЕ ни таких личностей, ни таких прорывов нет.

Конечно, со столь общими утверждениями спорить (и соглашаться) трудно. Но все же – с 1990-го по 2009 год возникла, как ни крути, новая цивилизация. Интернет, мобильный телефон, совершенно новые лекарства. В 1920–50 годах мы шли вровень с мировой культурой – а сейчас просто покупаем ее конечные продукты. Есть разница?!

Второй. НАРОД БЫЛ ТАКОЙ. В России был прорыв пассионарности (не зря, ошеломленно глядя на это, Гумилев и придумал свою «теорию» – или теорию, если кому-то нравится). СТРАШНАЯ концентрация гениев на единицу времени. Не только в науке Семенов – Капица – Колмогоров – Ландау – Гельфанд, но и в ПОЛИТИКЕ. Ленин – несомненно, великий политик, величайший в истории России, один из двух-трех (рядом с Гитлером, Мао, Черчиллем) в ХХ веке. Сталин – Троцкий – Берия – Дзержинский… Сейчас таких фигур и отдаленно нет (тьфу-тьфу!). Кстати, и до Революции – Витте, Столыпин… Да если хотите, то и Распутин – разве не фантастическая фигура? Конечно, его можно поставить рядом с Кашпировским – так и Гитлера можно поставить рядом с Жириновским, а Фоменко или Захарова – рядом со Станиславским и Мейерхольдом или Джигурду – с Высоцким…

Время обладает способностью ВЗРЫВАТЬСЯ – этот взрыв длился долго. А теперь – тяжелое похмелье, когда разбитая нация собирается, ползает по полу, приходит в себя после исторического похмелья, гордится, что с четверенек пытается встать на колени и приподняться с этих самых колен.

В общем – Сталин ни при чем. Не он двигал время – его (как и всех) нес и крутил ветер времени.

Сталин был лишь СОВРЕМЕННИКОМ многих гениев (и сам был злым гением), но сталинизм был абсолютно культурно бесплоден, он вообще ничего не породил. Какое отношение имел Александр II к «Братьям Карамазовым», а Николай II к «Трем сестрам»?! Вот и сталинизм так же относился к книгам Платонова, музыке Шостаковича или теорминимуму Ландау.

Третий. Нет, сталинская Система имела прямое отношение к этой вселенной Личностей.

Да, официальный канон – «соцреализм» – конечно, был эстетически бесплоден, как совок, как Бубеннов или Бабаевский (к счастью, никто из читателей ВЗГЛЯДа этих фамилий не слыхал).

Но это вовсе не значит, что сталинизм, сталинская Система так же мало влияла на настоящих художников, как Николай II на Чехова. Нет, ТОТАЛИТАРНАЯ система влияет НА ВСЕ. И самым сильным образом.

Система их гнула, унижала, убивала, но… Отрицательная связь – не только разрушает, но и ускоряет!

Может быть, этот ужас – в тот период – до какой-то степени помогал их творчеству? Как сказано неглупым человеком, «человеку для счастья нужно столько же счастья, сколько несчастья»! Вот несчастье Система и обеспечивала, давала точку отталкивания, а затем, уже в 1970-е – «точку осмеяния». Ну а счастье люди находили сами, в том числе в противодействии Системе. Кстати, это тоже не совсем так. С первых дней Советской власти – что правда, то правда – денег на науку не жалели. В 1918 (!) году создали Физтех Иоффе в Петрограде! Я уж не говорю про работы по бомбе. В 1949 году, после первого испытания, Курчатов и Харитон получили каждый по 1 000 000 рублей (плюс Сталинскую премию I степени плюс героев соцтруда плюс бесплатные дачи плюс двойные оклады на всю жизнь и т. д.). По тем временам это были ФАНТАСТИЧЕСКИЕ деньги.

Булгаков (как, собственно, и все писатели) был болен Сталиным. Описал его в «Мастере» – смесь Воланда и Пилата.

«…так кто ж ты, наконец?

Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Хотел так верить… Как Пастернак хотел с Ним поговорить о Жизни и Смерти. А о чем еще прикажете говорить с Хозяином Жизни и Смерти?

И «бал Сатаны», который Сталин дал всей стране в 1937 году, а Булгаков попытался описать, как ни дико, тоже вдохновлял художников…

Искусство – подлая штука! «О, если б знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» Впрочем, пример Булгакова показывает, что Мастеру бесполезно играть с Воландом – ведь смерть Булгакова в 1940 году во многом была спровоцирована именно стрессом…

* * *

Никто не знает ответа на вопрос, почему в тени Гулага было столько личностей – по обе стороны проволоки. Почему под солнцем свободы их нет.

Может быть, вот такими «заворотами» и интересны люди?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)