Политика
Сергей Аверьянов

Чего ждать Беларуси от победы Обамы?

Барак Обама стал 44-м президентом США. Его соперник Джон Маккейн уже через несколько часов после окончания голосования признал свое поражение. Прогнозы, конечно, дело неблагодарное. И все же – что выиграла или проиграла Беларусь в результате победы первого в истории США президента-афроамериканца?

Собственно, Барак Обама во время своих предвыборных выступлений так, похоже, ни разу и не упомянул Беларусь. В отличие, кстати, от своего соперника Джона Маккейна, который вспомнил о Беларуси дважды. Первый раз он довольно бурно отреагировал на неоднозначные заявления своего советника Грэмма, пригрозив отправить его послом в Беларусь. Вскоре после этого советник подал в отставку с поста замруководителя избирательного штаба сенатор. Второй раз Джон Маккейн вспомнил о нашей стране на встрече с избирателями в Спарксе, штат Невада, заявив следущее: «Все, что я знаю о Белоруссии, - это то, что Лукашенко является грубым диктатором (brutal dictator). Я считаю, что Америка должна противостоять диктаторам», - это заявление кандидата в президенты США цитировало местное издание «Rino».

Впрочем, имя Джона Маккйена было знакомо нам и раньше. Ведь именно он был автором и инициаторам «Акта о демократии в Беларуси», принятого конгрессом и сенатом в 2004 году, который предусматривает меры по поддержке демократии в Беларуси и предусматривает экономические санкции против белорусского правительства. Эти санкции должны действовать до тех пор, пока президент США не подтвердит соответствующим комитетам конгресса, что правительство Беларуси не прекратило «все формы запугивания и репрессий против независимых СМИ, независимых профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций, а также политической оппозиции».

Так что с Маккейном все более-менее было бы понятно. Многие эксперты высказывали мнение, что с его приходом в Белый дом в той или иной форме была бы продолжена политика предшественника – Джорджа Буша, в период правления которого отношения между США и Беларусью были весьма напряженными.

С Обамой сложнее. Хотя уже высказывалась точка зрения, что «выгодного» президента США нет и быть не может, а для оппозиции предпочтительнее Джон Маккейн».

Например, политолог Роман Яковлевский говорил ”Белорусскому партизану”, что «Маккейн знает белорусскую оппозицию, и оппозиция его знает. Республиканец участвовал в различных международных форумах и имеет хорошие контакты с белорусской оппозицией, с определенной ее частью, например, с Андреем Санниковым».

Экс-кандидат в президенты Беларуси Александр Милинкевич отмечал, что «лично хорошо» знает кандидата Маккейна, и неоднократно с ним встречался. «Барака Обаму я не знаю и мне сложно сказать, кто из них будет выполнять соответствующую политику относительно Беларуси», - говорил Милинкевич.

Что касается нынешней белорусской власти, то тут высказывалась такая точка зрения: что Маккейн, что Обама – для нее большой разницы нет. «У Лукашенко не должно быть никаких иллюзий насчет того, что ему будет лучше, например, если президентом станет Обама. Относительно Беларуси и у демократов, и у республиканцев один и тот же взгляд: для Лукашенко нет желательного президента», - отмечал Роман Яковлевский.

В сущности, это утверждение не идет в разрез с мнениями, которые высказывали другие эксперты. В частности, российские, говоря о возможных перспективах развития отношений между США и своей страной.

Кто бы ни стал следующим хозяином Белого дома, внешняя политика США и отношения с Россией едва ли претерпит серьезные изменения» - , писал РБК.

Порой существует иллюзия, что с демократами иметь дело проще, чем с республиканцами. На самом деле это не совсем так: Обаму, пишет немецкая "Die Welt", «сравнивают с Джоном Кеннеди. А, несмотря на иллюзии, которые СССР питал в отношении молодого президента США, кубинский кризис разразился именно в эпоху его президентства».

Так что во внешней политике разница между демократами и республиканцами не настолько уж кардинальная.

При демократах, по мнению ряда экспертов, «будет отход от неумной политики Буша-младшего, больше разговоров о сотрудничестве и взаимодействии – с Россией в том числе».

Так что можно предположить, что разговоры будут и о сотрудничестве с Беларусью. Как долго они продлятся, и двинется ли дело дальше – во многом зависит и от того, как далеко в этом диалоге будут готовы зайти белорусские власти. И все же в Обаме для белорусских властей есть один плюс. Они могут позволить себе забыть (или сделать вид , что забыли) все обиды, нанесенные им республиканцами – Бушем, Маккйеном, и попытаться начать диалог с вновь избранным демократом Обамой.

В том, что такой диалог теоретически возможен, в принципе сомневаться не приходится. «Мы должны оказывать моральную поддержку полякам, Эстонии и Латвии и всем странам, которые в прошлом были советскими сателлитами, но мы должны также предоставить им финансовую и конкретную помощь для содействия в восстановлении их экономики» - говорил во время одного из своих предвыборных выступлений Барак Обама.

Название страны «Беларусь» им произнесено не было, но в принципе к высказанным нынешним 44-ым президентом США определениям мы подходим.

Так что не будем забывать о главном – белорусско-американские отношения зависят не только от Америки, но и от Беларуси. По-крайней мере, последний президент США-демократ Билл Клинтон даже посещал Беларусь. При определенном стечении обстоятельств может сделать это и Обама. Но ключ к решению сегодняшних проблем не в Вашингтоне, а в Минске. У белорусских властей, сменивших в последнее время ярую антизападную риторику на робкие заявления о либерализации, есть возможность решить эти проблемы. Но если белорусская власть не изменится, не изменяться и отношения с США. Кто бы ни стал президентом этой страны.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)