Чалый: «Сейчас достаточно сказать, что бизнес какой-то ненадежный, и он будет разрушен»
Эксперт — о состоянии экономики Беларуси на сегодня.
— Совершенно очевидно, что страна и экономика отброшены по разным позициям на 5-10 лет назад, а по некоторым и более, — заявил в эфире канала Цэнтр новых ідэй известный экономист и аналитик Сергей Чалый. — По всем позициям происходят откаты от планов, которые подразумевали движение в сторону более рыночных механизмов, и наблюдается возврат к абсолютному административному контролю.
Экономист объяснил, как тотальный административный контроль закрыл для Беларуси перспективу перейти на качественно новый уровень экономики.
— Все-таки последнее время движущей силой экономики были люди, которые во многом научились жить без государства и которые максимум просили — не мешайте. Но выяснилось, что ценности контроля преобладают над пониманием того, какое необходимо развитие.
Очевидно, что еще до кризиса — примерно год-полтора назад — наша экономика подошла к естественным пределам своего роста. Стало понятно: чтобы расти дальше, недостаточно сохранять тот статус-кво, который сложился между государственным и частным сектором. При этом последний развивался еще и потому, что госсектор загнивал и терял рабочую силу.
И вот мы подошли к моменту, когда новая экономика требовала довольно большого перетока рабочей силы и компетенции из госсектора. Но, начиная от коронавируса и заканчивая тем, что случилось после выборов (особенно силовые сигналы, что есть бизнесы, которые необходимо вырезать), эта перспектива была закрыта.
Если бы мы сумели перейти на этот новый этап, мы бы вышли из этой бесконечности низких темпов экономического роста 1,5-2,5% максимум, и смогли бы создать институциональную среду, которая могла бы развиваться.
Сейчас данная перспектива находится под огромной угрозой. А люди, которые составляли костяк новой экономики и на выборах предъявили другой спрос на качество государства и его услуг в обмен на налоги, которые платили, сильно демотивированы. Вплоть до решения отъезда из страны, — констатирует аналитик.
Он продолжил, что на фоне возвращения к управленческим практикам укрепилось недоверие к правовой системе. Все это вместе, по мнению Чалого, значительно сузило горизонты экономического планирования.
— Произошло резкое сокращение горизонта планирования, потому что власти решили: все, что является неподконтрольным, способно жить вне и финансировать себя без участия государства, — представляет угрозу. Без решения задачи контроля над всем обеспечить ту самую стабильность, как они ее понимают, невозможно.
Это привело к тому, что горизонт планирования сокращается очень сильно. Если смотреть по планам, которые строят власти, то для них долгосрочный горизонт планирования начинается уже от шести месяцев. От года — это что-то совсем необозримое.
Сокращение горизонта планирования означает и то, что мы оказались в серьезной потребительской и инвестиционной рецессии. А это очень важно, потому что драйвером того качественного скачка, который мог произойти, как раз должен был стать внутренний спрос. Как инвестиционный, так и потребительский.
Плюс еще одна важная вещь — тотальное разрушение доверия к правовой системе. А современная экономика построена на соблюдении контрактов, уверенности в незыблемости правил и т.д.
Сейчас же достаточно сказать, что этот бизнес какой -то ненадежный, и он будет разрушен. Это огромная угроза, — считает экономист.
Старт серьезного падения экономических показателей, по его мнению, совпадает с началом коронавируса. А введение санкций против Беларуси «законсервирует» и без того низкие темпы экономического роста.
— Сейчас у власти находятся люди с ментальностью, которая против ценностей свободы и развития. Они готовы, и это совершенно очевидно, пожертвовать темпами экономического роста, эффектами благосостояния.
Их главный лозунг — по крайней мере никто не будет голодать — является и пределом их мечтаний. Чудовищно, когда мы слышим из уст премьер-министра, что эти санкции — «ерунда», потеряем максимум 3% в год. Но это же гигантски много — 3% потери темпов экономического роста в год, при том, что сейчас наш потенциал ниже этих 3%!
Самое главное, что сейчас мы не просто консервируем низкие темпы экономического роста и невозможность перехода на новое качество этого роста, — мы фактически консервируем свое отставание от соседей.
Отсчет не совсем верной экономической политики нужно вести еще со времен коронавируса, когда бизнесу вообще было отказано в помощи. Была задача сохранить государственные предприятия, а бизнесу сказали «доставайте деньги из кубышки».
Если бы не это все, сейчас мы бы вполне росли темпами, превышающими 5-6% в год просто в силу того, что сейчас благоприятнейшая мировая конъюктура, весь мир начинает выздоравливать после коронавируса.
Мы же вместо того, чтобы открываться, чтобы использовать этот внешний спрос, пришли к санкциям. Эффект санкций с точки зрения экономики равносилен введению налога на внешне-торговые операции. И это абсолютно противоположно тому, что нужно было бы делать, — уверен Сергей Чалый.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное