Весь тот ужас, который творится со страной в последние пять лет, связан только с тем, что один человек не смог разжать синие пальцы. Хоть он и говорит, что страну спасал, но все прекрасно понимают, что спасал он только свою задницу. Санкции, репрессии, которые не затихают, соучастие в войне — все это результат одного решения.
Чалый: Лукашенко идет на «выборы» с лозунгом брежневских времен
Экономист Сергей Чалый оценил, что предлагает беларусам Александр Лукашенко, идущий на новый срок.
На 26 января 2025 года запланированы так называемые президентские выборы в Беларуси — а внятной программы у кандидата, которого пропаганда и даже его соперники представляют как безальтернативного, до сих пор нет. В каком состоянии Александр Лукашенко готовится зайти на очередной президентский срок и что (не) обещает беларусам?
— На эти выборы он отчаянно идти не хотел, — говорит в интервью DW Беларусь экономист Сергей Чалый, — не зря ему придумывали все эти варианты аккуратного ухода через главу ВНС, который мог контролировать следующего президента. Но что-то случилось, и они все переиграли.
Видно, что Лукашенко ведет эту кампанию совершенно не так, как все предыдущие — он абсолютно не включен в нее, словно хотелось бы, чтобы она случилась сама, без него.
Конечно, во многом это последствия 2020 года, он очень травмирован этими событиями, понимает, что тогда проиграл, и что мы знаем, что он проиграл. Поэтому есть классическое защитное поведение, когда вытесняются какие-то болезненные для себя вещи. Но это с одной стороны.
С другой — у власти все-таки есть месседж, считает аналитик, и выкристаллизовывался он во время поездок правителя по областным «Дожинкам».
— В каждом районе в речи Лукашенко звучало такое: мол, мы за 2-3 года поправим все то, что не удалось за предыдущие 30. (Напрямую, конечно, так не говорилось, иначе всем становится понятно, что это полностью абсурдный лозунг: 30 лет вы что делали, что теперь все нужно поправлять заново?).
Потом лозунг претерпел небольшие изменения, и теперь это уже не 2-3 года, а следующая пятилетка. Но смысл остался тот же самый, обещания всю страну привести в порядок — и передать детям. Так это сейчас называется.
Сергей Чалый сравнивает эти месседжи с предыдущей кампанией — ее правитель, по большому счету, также не вел, встречался только со своими силовиками, которых призывал «не предавать».
— А когда он устроил выступление перед самыми выборами, весь смысл послания сводился к тому, что «потерпите меня еще пять лет». Причем говорил он это собственному чиновничеству, это ведь не к народу было обращение, — отмечает аналитик.
И представьте, каково сейчас чиновникам слышать про еще пять лет? Поэтому и появился месседж про детей, хотя он также не в первый раз звучит. Доверенные лица, собирающие за него подписи по регионам, все как один рассказывают, что к ним якобы люди сами подходят, конечно, благодарят за тридцать лет и хотят Лукашенко дальше.
А на вопрос «почему?» говорят, что чувствуют уверенность в будущем, особенно что детям будет хорошо.
Откуда этот месседж вообще взялся? Это был лозунг еще брежневских времен. Я помню ребенком, как все поликлиники, все школы были заклеены этими надписями: «Дети — цветы жизни» и «Все лучшее — детям».
И нужно понимать, что этот лозунг означал тогда, в брежневское время. Это была полемика с хрущевским «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме».
Обращение к детям в советское время означало то же самое, что оно означает сейчас. Мы не можем предложить вам ничего, но делаем вид, что пообещаем что-то детям. По сути дела, это признание того, что нормальную жизнь мы вам обещаем черт-те когда.
Больше в нынешней предвыборной программе Лукашенко ничего нет. И если предполагалось, что вначале случится ВНС, на котором будет представлена программа, она получит одобрение, понятное дело, что не народа, а собственного лукашенковского народа, будет сформулирован месседж, с которым он будет выходить к электорату, и потом пройдут выборы — теперь выборы проходят в январе, а ВНС будет неизвестно когда.
Из этих же встреч сборщиков подписей с псевдонародом звучит еще один месседж, на самом деле, довольно зловещий. Что люди ценят то, что есть, и боятся это потерять. Если коротко, это главные мотивы: мы ничего не можем пообещать этому поколению, только пригрозить.
Эта атмосфера чрезвычайщины теперь повсюду. Мы регулярно слышим, что Лукашенко бы давно уже ушел, но как только выборы — тут же начинается какая-то «извня», и он якобы не может оставить страну в такое тяжелое время. А это тяжелое время повторяется регулярно.
Досидит ли правитель следующий срок до конца? Сергей Чалый в этом сомневается:
— Видно, что идет стремительное дряхление. Понятно, что медицина у него хорошая, но она ведь не может сделать мысль ясной. Причем человек дисквалифицировался не только из-за того, что сильно постарел. У него никогда не было вызовов. Когда он в последний раз с кем-то спорил, или с ним кто-то спорил? Все ему дули в уши.
Следующие пять лет у власти Лукашенко, может, и проживет, но понадобится интерпретатор его слов, условно, будет за креслом стоять Крутой, выходить к журналистам и переводить: «На самом деле, папа имел в виду вот это».
Жизнь при этом будет идти параллельным путем. Но лучше она, конечно, не станет, ведь управляющими будут люди, которых никто не избирал. А управлять только страхом невозможно.
Это тяжелая ситуация, которая усиливает нестабильность. Единственный вариант, который мог бы обеспечить какую-то предсказуемость — управляемая передача власти. И она может произойти, к слову, даже помимо воли Лукашенко, потому что даже в Конституции есть пункт «в связи с неспособностью исполнять обязанности». Да и вообще всякое бывает, и табакерка, и шарфик.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное