Мы ощущаем себя абсолютно европейской нацией, которая больна человеком, выстроившим архаичную систему, а страна давным-давно ушла вперед. Это было очевидно в 2020 году.
Чалый: «Конец войны очевиден. Ясно, что все закончится сокрушительным, унизительнейшим поражением России»
Экономист – о том, почему большая часть белорусов не поддерживает Россию и почему Александр Лукашенко все еще верен своему российскому коллеге.
– Результатом длительных лет независимости Беларуси стало ощущение того, что белорусы – не русские. То есть, гражданская нация создана, и об этом многие давно писали, – рассуждает Сергей Чалый в интервью Илье Малиновскому на ютуб-канале ЛАМПА.
– Тот же Валентин Акудович, – продолжает экономист, – в «Кодзе адсутнасці» или в «Вялікай здрадзе» говорит, что национальная идентичность получилась не такой, о которой мечтали лидеры национального возрождения 1990-х, но ощущение того, что мы не русские и не хотим быть в России, есть.
Помимо этого, Сергей Чалый говорит о том, что белорусам нужно отказываться от концепции России-друга или России-врага.
– Потому что нет никаких братских народов или народов, которые вечные имперцы или, наоборот, носители всего хорошего. Мы-то на границе с Россией ров не построим.
И точно так же, как ты живешь в деревне и у тебя через забор есть разные соседи, но ты же не ходишь с идеей «а давайте мы их убьем, дом захватим и тогда, наконец, заживем, и никто не будет нам мешать». Нет, ты находишь какие-то способы сглаживать те противоречия, которые существуют.
Экономист констатирует:
– Наше географическое положение – это одновременно и благословение, и проклятье. И у всех, на самом деле, так. Нельзя сказать, что кому-то повезло гораздо больше или меньше. Разве только каким-то островным государствам вроде Великобритании или Японии.
Кроме того, Чалый призывает смотреть в будущее и думать о том, что будет с Беларусью, когда закончится война.
– Конец войны очевиден. Ясно, что все закончится сокрушительным, унизительнейшим поражением России. Смыслом этой войны будет крах всех эмоциональных российских мифов о том, что «им нужны потрясения, а нам нужна великая Россия, дайте нам 20 лет спокойствия и вы нас не узнаете». Им дали 20 лет спокойствия, и вырос фашизм, – считает экономист.
– Это будет очень серьезная перестройка всего мира и нужно смотреть о том, какое будет наше место в этом самом мире.
…К сожалению, Лукашенко связал свою судьбу с судьбой Путина. Правда, после Лукашенко и Путина жизнь будет устроена совсем по-другому. И надо думать о том, как с этими соседями жить дальше, а не расчесывать обиды, которые будут накоплены за эти годы.
Говоря о том, что нужно, чтобы Александр Лукашенко развернул внешнюю политику Беларуси на 180 градусов, Сергей Чалый называет экономический фактор, о котором сам правитель неоднократно упоминал.
– Деньги, только деньги. Он был страшно обижен на 2010 год не потому, что у него было «Железом по стеклу» или что-то еще. Он был обижен на Гидо Вестервелле (министр иностранных дел Германии с 2009 по 201-й – «С.»), который пообещал три миллиарда, но которых не было. Это был блеф. Мол, «Европа, Польша, Вестервелле и Сикорский меня тогда обманули».
Вспомните, он сам постоянно говорит Западу: «А вы сможете мне заменить Россию?» В том смысле, что дать столько же денег. И на последнем совещании он говорил только о деньгах. То есть, это классическая любовь за деньги.
Сергей Чалый убежден, что сделки с правителем Беларуси уже невозможны, потому что «сейчас все понимают, что с Лукашенко вести дела нельзя».
– Это человек, который любое послабление санкций воспримет как слабость и подтверждение правильности своей позиции. Это классическое поведение абьюзера, классическое поведение садиста, и здесь работает только твердое «нет», – считает экономист.
– Я даже как-то шутил, что Лукашенко первым войдет в Москву на танке во главе антипутинской коалиции и поучаствует в параде победы. Это абсолютный оппортунист, но фокус в том, что его многовекторность уже не работает. Все, это тот момент, когда уже зачетка работает на студента.
Оцените статью
1 2 3 4 5Читайте еще
Избранное