Чалый: «Эффект «беглых» или просто уехавших из страны людей уже заметен на макроуровне»

Экономический аналитик — о грустных трендах современной Беларуси.

Власти устами Минэкономики утверждают, что уровень безработицы в Беларуси в прошлом году снизился до 3,6% от общей численности работников. В 2021 году этот показатель составлял 3,9%, а в 2020 — 4%.

При этом, по данным независимых медиа, в 2022 году самих работников в экономике стало меньше почти на 74 тысячи человек. А уже за январь этого года страна не досчиталась почти 17 тысяч работников.

В период с января 2020 года количество занятых уменьшилось на 156,5 тысячи человек.

— Можно, конечно, повторять официальные заявления в духе того, что такой низкий уровень безработицы — это стабильная работа экономики и управляемая ситуация на рынке труда, — заявил Сергей Чалый в эфире канала «Б*лорусский расследовательский центр». — Но на самом деле мы же понимаем, что это длинный тренд, у нас практически каждый месяц эти рекорды, количество занятых в экономике еще никогда не было таким низким.

Причем тенденции ускоряются: за один только январь этого года не стало 17 тысяч работников, в то время как за весь прошлый год убыло более 70 тысяч.

Очевидно, что уже на макроуровне начинает быть заметен этот эффект, эффект тех самых «беглых» или просто уехавших из страны людей.

Чтобы быть более убедительным, экономист приводит различные методы расчетов и приходит к неутешительным вводам.

— Дело в том, что безработица и количество занятых в экономике считаются разным методологиями. Количество занятых, например, они вычисляют, умножая на численность населения. И проблема здесь в том, что эта численность населения учтена не совсем верно. На самом деле, людей меньше.

Однако есть и другие методы оценки. Как мне кажется, по динамике валютного рынка и, особенно, розничных продаж, видно, что людей становится меньше.

А если посчитать исключительно розничный оборот продовольствия, можно наблюдать очень интересную тенденцию: за январь 2023 года, в то время как в большинстве регионов наблюдается рост, в Минске и Минской области — минус, причем в Минске это минус аж 10% год к году, а в области — минус почти 5%.

Это говорит о том, что именно из этих мест уехало больше всего людей. И здесь можно посчитать от обратного. Когда есть некий долгосрочный тренд по динамике продажи продуктов питания, можно оценить вот этот загиб тренда, то есть какое количество людей должно было уехать, чтобы получились такие цифры, такое падение.  

Получается, что речь идет о том, что Минск лишился около 125 тысяч человек, а Минская область — еще 60 тысяч.

И тут важна даже не попытка учесть, сколько людей мы не досчитались, понятно, что много, а то, что это «много» уже становится заметно на макроуровне. Это главный вывод, который подтверждается.

Вы можете прятать статистику, не показывать или показывать только избранным, но по тому, как тратятся деньги людей, все равно все видно, — объяснил аналитик.   

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.7(63)