Цеслер: «Почему я понял, что Лукашенко проиграл? То, что взошло, — это уже не его электорат»

Известный художник и дизайнер Владимир Цеслер — о возвращении в Беларусь, 2020-м и плакате ко Дню Победы.

— Я никогда в жизни не ходил на выборы. Первый раз пошел (в 2020-м — С.). То, что увидел потом, что происходит на улицах, — я подумал, что это фильм ужасов. Не мог представить, что это будет настолько жестко, — рассказывает Владимир Цеслер в интервью Маланке.

Коллаж «Наша Ніва»

— Я познакомился с молодыми ребятами и открыл для себя целый пласт. Меня это встряхнуло. Было два часа ночи, а они говорят: «Надо ехать в магазин, купить продукты, воду, а потом поедем в Жодино встречать людей, которых выпускают из тюрьмы». Они их не знают, но говорят, что их надо довезти до Минска. Это новое поколение с другим сознанием.

Почему я понял, что все, Лукашенко проиграл? То, что взошло, — это уже не его электорат.

Вышли молодые люди, их начали бить, тогда вышли их родители. Начали хватать и их, тогда вышли пенсионеры. Вышли все.

Сейчас можно замалчивать, говорить, что это несчастные все (кто вышел — С.). Но это было отчаяние всей страны.

Дизайнер признается: в начале эмиграции думал, что вернется через «пару месяцев».

— Теперь-то уже понял, что никогда.

— Есть шанс, что все будет хорошо через несколько лет?

— Не-а. <…>. С другой стороны, понимаешь, что что-то может произойти: точно также, как когда-то вдруг совок разрушился. Так и здесь может произойти по причине, которую никто не ждет.

Цеслер также вспомнил, как делал плакат к 40-летию победы.

— Есть картонки, на которые вешают отрывной календарь. За одним таким календарем было 40 листочков, которые ветеран прикалывает к стене. И этот плакат получил премию.

                                    Плакат «40 мирных лет». Фото Facebook Владимира Цеслера

Наши его даже не заметили, потому что он был непраздничный. Член жюри из Японии заставил обратить внимание на эту работу: то есть благодаря иностранцу, а не нашим.

Мой отец жил на Севере и написал мне письмо, в котором спросил, участвовал ли я в создании «этого знаменитого плаката». Он прислал мне скруток, чтобы я подписал его для ветеранов. Отец написал, что всех достала эта бравурность, а здесь (в этом плакате — С.) — такая тишина, от него веет холодом.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 4.8(38)