Бывший секретарь профсоюза РЭП призналась, что была агентом КГБ

Судебный процесс над лидером профсоюза РЭП Геннадием Федыничем и бухгалтером Игорем Комликом начался 30 июля в Доме правосудия в Минске.

Поддержать Федынича и Комлика пришло под сотню человек. Среди них — послы, представители СМИ, активисты. Зал не смог вместить всех желающих, на процессе присутствуют около 60-70 человек.

18.15. В качестве свидетеля также выслушали юриста профсоюза РЭП Юрия Белякова. Он знаком с обвиняемыми с ноября 2015 года, когда начал работать в профсоюзе правовым инспектором. По его словам он знал, что у профсоюза есть счет в белорусском банке.

По поводу счетов за границей Беляков ничего не знал. За границу по деятельности профсоюза не выезжал, деньги ему Федынич и Комлик никогда не передавали. Свидетеля Юхновец знает с ноября 2015 года, по данным уголовного дела с ней не общался, передает из зала суда TUT.BY.

— С гражданкой Юхновец после дачи вами показаний встречались?

— Отказываюсь отвечать на этот вопрос, он никакого отношения к делу не имеет, — заявил Беляков.

— Когда вы познакомились с Юхновец, вы знали, что она агент КГБ? — спросил у свидетеля Федынич.

 — Нет, — ответил Беляков.

Позже, во время допроса в суде, Беляков рассказал, что о счетах профсоюза в банке Литвы узнал со слов сотрудников ДФР и КГБ, которые проводили обыск в офисе профсоюза.

— Мне об этом счете стало известно во время проведения обыска. Когда сотрудники КГБ и ДФР аж плясали, когда нашли ключ от счета, — заявил Беляков. — Но мне никогда об этих счетах никто ничего не говорил, это были мои предположения, основанные на словах сотрудников ДФР и КГБ.

В суде объявлен перерыв до 31 июля.

17.45. Свидетель Жанна Гринцевич рассказала, что часто участвовала в семинарах за рубежом по профсоюзной тематике, так как работает в Белорусском независимом профсоюзе. Но это отношения к уголовному делу не имеет, подчеркнула Гринцевич. Об открытии валютных счетов она ничего не знает, ни Федынич, ни Комлик ей деньги не передавали. От своих прежних письменных показаний Департамента финансовых расследований 2 августа 2017 года свидетель отказалась, сообщает Радыё Свабода.

В каждом кабинете она слышала угрозы, что сын ее не дождется, что ее уже ждут конвой и тюрьма. Гринцевич зачитала свои эмоциональные заметки о допросах: как на нее давили, как заставили писать в подавленном психологическом состоянии. Пообещали, что если напишет, ее отпустят домой.

5 августа 2017 года Гринцевич допросили в Следственном комитете, где она отказалась от своих показаний, данных УДФР. Гособвинитель все же зачитывает показания свидетеля, где та признается, что один раз перевозила деньги — 14 декабря 2016 года около 1-2 тысячи евро. Дознаватель настаивал именно на этой дате. Гринцевич подчеркнула, что писала показания под давлением, под угрозами, когда была в шоковом состоянии. К тому же, ее заставили дать подписку о неразглашении, поэтому женщина боялась пожаловаться на давление и угрозы.

16.30. Допрашивают свидетеля — бывшую уборщицу офиса профсоюза Надежду Есипович.

Обвинение зачитало ее показания, данные следователю, о том, что она выезжала в Литву и по просьбе Федынича перевозила деньги в дамской сумочке.

Надежда Есипович отказалась от своих показаний, заявив, что она дала их под давлением следователя: во время допроса она была уверена, что ее допрашивают в качестве подозреваемой, угрожали немедленным арестом, следователь «писал в протоколе все, что он сам хотел».

Государственный обвинитель спрашивает: «Посещали ли вы магазины в Вильнюсе? Что вы там покупали? Продукты? Сколько денег вы брали с собой в магазин?»

Адвокат заявляет протест. Суд не снимает вопросы. Есипович затрудняется ответить на эти вопросы, сообщает praca-by.info.

16.15. Свидетель Валентина Федько рассказала, что работала в профсоюзе РЭП с 1992 года до 2005 года заведующей финансовым отделом. Профсоюз существовал за счет членских взносов, других доходов не было. У профсоюза РЭП был только один расчетный счет — в Белинвестбанке.

Игорь Комлик стал главным бухгалтером после ее ухода, в 2005 году. Федько помогала готовить отчеты и после увольнения - за разовые награждения, суммы были небольшие, точные цифры не помнит: 100-200 рублей либо подарок ко дню рождения или Новому году. О счетах за рубежом она ничего не слышала, о загранкомандировки тоже. Федынича как руководителя характеризует положительно, Комлика она также называет «приятным и хорошим человеком», сообщает Радыё Свабода.

15.50. Юлия Юхновец, работавшая секретарем профсоюза РЭП с 2014 по 2015 год, сделала во время допроса заявление, вызвавшее бурную реакцию присутствующих, сообщает praca-by.info.

Свидетель Юхновец заявила, что юрист профсоюза РЭП Юрий Беляков оказывал на нее давление, чтобы она изменила показания, данные ей следователю, «и за это обещал мне карту поляка». В зале смех.

Свидетель Юхновец призналась, что с 2015 года сотрудничала с КГБ в качестве агента и получала вознаграждение.

Это признание она совершила, когда ей задавала вопросы адвокат Игоря Комлика Людмила Казак. Адвокат спросила, сколько конкретно денег перевозила Юлия Юхновец; та ответила, что «примерно пять тысяч долларов».

На вопрос адвоката, откуда ей известна точная сумма; Юлия сказала, что один раз пересчитала деньги. Когда адвокат поинтересовалась, зачем она это сделала, Юхновец пояснила: для себя, для своего интереса.

Следующий вопрос адвоката: «Зачем вы сфотографировали эти деньги?» Юлия ответила: «Для себя».

Адвокат: «Для своих целей? Чтобы потом ими воспользоваться?»

Юхновец: «Да, чтобы ими воспользоваться...»

После этого Юхновец пояснила, как именно она воспользовалась фотографией денег: «Чтобы передать их КГБ».

Адвокат: «Вы сотрудничали с КГБ?»

Юхновец: «Да».

Адвокат: «В качестве кого?»

Юхновец: «В качестве агента».

Признание вызвало беспорядки в зале и крики «ганьба»., написал в Фейсбуке активист профсоюза РЭП, блогер Андрей Стрижак.

Юлия Юхновец. Фото с личной страницы Вконтакте

14.40. Процесс возобновился. Федынич потребовал предоставить другой зал и обеспечить работу микрофонов, а также опросить в качестве свидетеля юриста РЭП Юрия Белякова, поскольку с завтрашнего дня он в отпуске. Защита поддержала ходатайство, судья снова объявила перерыв на 15 минут.

12.45. В комментарии «Салідарнасці» Федынич сказал, что не берется прогнозировать, чем закончится суд для него и Комлика. Но назвал процесс важным, так  обвинительный приговор будет означать, что сфабриковать дело могут в отношении любого гражданина. По его словам, при подготовке к суду обвинение опросило более 800 человек, но на работе профсоюза пока ни это, ни суд не сказались.

12.30. Объявлен перерыв до 14.30.

12.10. Федынич заявил, что текст обвинения ему понятен, но суть нет. «Как я мог открыть счёт в Литве и обеспечить снятие денег, находясь в Беларуси? Мы возмущены обвинением. Я и профсоюз РЭП никакой прибыли не получали. Обвинение не признаю», — заявил он.

«Обвинение считаю выдуманным и мифическим, — отметил в суде Комлик. — Заявление о корыстных побуждениях ничем не подтверждается».

11.45. Процесс начался.Несмотря на мнение адвокатов и самих обвиняемых, судья запретила ведение фото- и видеосъемки представителям СМИ, чем вызвала смех в зале. За запрет была только сторона обвинения.

Федынич ходатайствовал об объявлении перерыва и переноса заседания в большее помещение, чтобы хотя бы половина тех, кто остался у входа, могли попасть на суд. Ходатайство не удовлетворили.

Комлик заявил что не будет ходатайствовать о замене судьи. «Будет неправдой сказать, что я вам доверяю. Вы винтик системы, но вас заменят на такой же винтик», — сказал Комлик судье.

***

Геннадию Федыничу и Игорю Комлику инкриминируется часть 2 статьи 243 УК (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере).

Согласно обвинению, они в нарушение закона открыли в Литве счет, на который в 2011 году поступило более 140 тысяч евро. Сумма неуплаченных налогов профсоюзом РЭП превысила 22 тысячи белорусских рублей с учетом деноминации.

Эксперты отмечают, что дело против Федынича и Комлика имеет политическую подоплеку.

Повторят ли Федынич и Комлик историю Беляцкого?

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)