Филин

Ирина Дрозд

Бывшая завуч белорусской школы, вынужденная эмигрировать: «Не понимаю, что военный музей даст детям, кроме детских травм?»

Должна ли школа быть местом массированной пропаганды? Педагог рассказал «Филину», как родители могут противостоять «кувалде».

На днях в музее Речицкой районной гимназии появился очередной экспонат — «фирменная» кувалда от ЧВК «Вагнер», подписанная одним из наемников, сообщило «З*ркало».

Руководитель музея, пророссийский активист Владимир Габров не просто принял кувалду в подарок, но и с гордостью рассказал об этом в соцсетях (позже удалил пост).

Филин поговорил с педагогом, бывшей учительницей и завучем белорусской школы Татьяной Брич о том, как относиться к ознакомлению с подобными экспонатами детям и родителям.

— Как вообще в учебном заведении могли открыть музей истории ВДВ и спецназа?

— Я больше удивляюсь вашему удивлению. Ведь сейчас подобный сюр происходит в Беларуси повсеместно: в школах ввели военруков, детей постоянно возят по военным музеям и мемориалам и, как и во времена Советского союза, убеждают, что мы постоянно ждем какой-то агрессии с Запада.

Но что касается «кувалды», то тут соглашусь, это абсолютное дно.

В мою бытность завучем, в нашей школе не вставал вопрос о подобном музее, но я была бы против любой военной тематики. Потому что не понимаю, что этот музей даст детям, кроме детских травм?

Понятно, почему война сейчас стала и главной темой, и главной скрепой, на которой действующая власть пытается построить свою идеологию. Потому что больше не на чем!

— А кувалда, как символ средневековой расправы над людьми, в школьном музее?

— Обратите внимание, администрация школы открестилась и от кувалды, и от музея, мол, мы никакого отношения не имеем, просто предоставили помещение.

И думаю, когда придет время и с них спросят за это, они так и скажут: причем тут мы, это просто на нашей территории разместили.

— А администрация школы действительно никак не может влиять на то, что организовывают в ее стенах? Скажем, если кому-то сверху захочется стриптиз-клуб открыть?

— Если сверху поступит команда, я сомневаюсь, что школа посмеет отказаться. Не думаю, что в реалиях нынешней Беларуси кто-то будет противоречить, особенно военным инициативам.

Это когда-то раньше еще можно было отстаивать свои права, и, вы знаете, районное начальство даже к нам прислушивалось.

— Многие родители придут в ужас от того, что их детям могут показать подобный экспонат или те сами случайно его увидят. Могут ли родители запретить водить своего ребенка в подобные места?

— Думаю, что сейчас сложно будет отказаться. Я общаюсь с людьми, которые работают в Беларуси. Они подтверждают, что пропаганда ведется достаточно массированно, все эти экскурсии на войну не прекращаются, и родители вынуждены отпускать своих детей. Потому что они боятся последствий.

Раньше можно было и, теоретически, думаю, сейчас тоже можно написать заявление о том, что я против того, чтобы мой ребенок посещал военно-патриотические мероприятия. Однако, полагаю, что этими родителями тут же заинтересуются.

Единственное, что остается в данной ситуации, рассказывать детям дома, что происходит на самом деле, чтобы в школе они не принимали пропаганду за чистую монету. Вообще сейчас в принципе одна надежда на родителей.