Политика
Артем Опарин, РБК

«Бредовой выглядит ситуация, когда одна часть союза признает две новые страны, а вторая — демонстративно нет»

В конце минувшей недели Беларусь с помпой отметила День независимости. Президент Александр Лукашенко долго рассказывал о прелестях независимости, намеками ругал российские власти и Запад, однако под конец заверил свой народ, что торговать дружбой с Россией не намерен. При этом те свои последние действия, что в Москве расценили чуть ли не как предательство, Лукашенко постановил трактовать как «многовекторность белорусской политики».

Несмотря на личные приглашения на парад в честь Дня независимости, в Минск так и не приехали ни российский президент Дмитрий Медведев, ни представители ЕС.

«Именно поэтому он и обрушился в ходе своей речи с критикой и тех, и тех, — убежден источник РБК daily в правительстве Беларуси. — Изначально, по крайней мере, негатива не планировалось совсем».

В итоге Лукашенко заявил, что впредь Беларуси следует более тщательно выбирать союзников и рассчитывать только на себя. Прежде всего, Минск задумается о целесообразности дальнейшей интеграции с Россией. По словам белорусского лидера, из-за последних действий Москвы союзное государство «выглядит искусственно и строится на шантаже».

Вывод, впрочем, Лукашенко сделал еще более неожиданный, заявив: «Беларусь не торгует дружбой с Россией. Мы братские народы. Мы один народ».

Слова президента, по мнению наблюдателей, прозвучали как минимум странно. Ведь обида Лукашенко на российские власти на этот раз действительно приняла серьезные формы. С началом «молочного противостояния» впервые в истории двусторонних отношений начали приводиться параллели с Грузией: Михаила Саакашвили назвали «всенародным избранным президентом Грузии, которого пытаются свергнуть из того же центра».

Под горячую руку подвернулась и белорусская оппозиция. Дело в том, что во вторник днем ее лидеры провели совместную пресс-конференцию, на которой сообщили, что «единственным выходом из создавшейся ситуации является уход из власти Александра Лукашенко». Впервые официальные белорусские СМИ стали заявлять, что оппозиция финансируется не Западом, а Россией.

«Видимо, в тот момент Лукашенко понял, что раньше в Москве считали, что любой другой человек все равно будет хуже, чем Лукашенко. Но потом, видимо, возобладал другой подход. В ответ Лукашенко начал процесс консолидации белорусов вокруг своей персоны, против общего врага в лице Москвы», — убежден белорусский политолог Денис Мельянцов.

Впрочем, как и раньше, очередные слова о необходимости интеграции с Европой желаемого эффекта не дали — в ЕС Минску дали четко понять, что для начала неплохо бы подружиться с демократией внутри страны. И если раньше Александр Лукашенко смог бы легко взять паузу в несколько месяцев, то сейчас кризис ставит его в крайне тяжелое положение и дает четкое осознание, что, по крайней мере, пока он прожить без Москвы не способен.

Российские власти в свою очередь отнеслись к демаршу в целом спокойно, видимо уже точно зная, что это ненадолго. Однако демонстративно ни президент Медведев, ни премьер Владимир Путин в Минск так и не приехали, ограничившись поздравительными открытками.

«Раз он говорит, что мы один народ, то пусть это докажет на деле, — говорит источник РБК daily в российском МИДе. — По крайней мере, если две страны собираются строить союз, то бредовой выглядит ситуация, когда одна часть союза признает две новые страны, а вторая -- демонстративно нет».

По словам собеседника РБК daily, так как пока союзного государства нет, необходимо жить по общемировым нормам. Что в данном случае предполагает взаимовыгодные отношения, а не подарки в одну сторону.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)