Комментарии
Матвей Ганапольский, «Эхо Москвы»

«Большинство из нас – из первой категории. Борис был из второй»

Сегодня День рождения Бориса Немцова, и сегодня ему открыли на кладбище памятник.

Всё достойно – те, кто понимают, кого потеряла страна, смогли почтить его память.

А страна очень много потеряла с его смертью.

Есть одно высокопарное словосочетание, которое относится именно к этому случаю.

Некому теперь «возвысить голос». Именно так можно сказать.

Все прекрасно понимали, что никакая партия от оппозиции победить партию власти не может. Даже если бы Немцов круглосуточно рассказывал в эфире о своих брошюрах, где описано воровство, в день голосования халявщики проголосовали бы за Путина, ибо кто надбавку к пенсии даёт – тот и хозяин.

Но политическая жизнь страны не может состоять лишь из политической шпаны, слепо выполняющей дворовой приказ. Нужна хотя бы иллюзия правды. Борис и был для меня такой иллюзией – я понимал, что ничего не изменится, но звучал его голос, и этого было достаточно. Правда была произнесена, а в политике всегда важно слово.

Есть ещё два других правильных слова, обозначающих, впрочем, одно и то же. Одно слово «безшабашный», второе – «безбашенный». Так вот, Боря был и тем, и этим. Когда я видел, как он с улыбкой шёл среди толпы, как легко и свободно находил нужные слова на митингах, я спрашивал себя – куда он лезет?! Было ясно, что добром это не окончится. Мне говорили: «Да брось, всё будет в порядке – он даже не арестован! Да и серьёзного уголовного дела против него нет».

— Вот-вот, — отвечал я напряжённо, — даже уголовного дела против него не заводят, к чему бы это?..

Не могу утверждать, что решение по Борису было принято давно, и только ждали удобного случая, чтобы расправиться. Но он был слишком смел, слишком решителен для нашего лакейского времени. Он был пазлом, который не вставлялся в общую картину вранья, а она стала определяющей.

Бывает, что ты редко общаешься с каким-то человеком, но его пример учит тебя важным вещам. Среди многих, я вспоминаю два таких примера: от Валерии Новодворской можно было научиться смелости слова; от Бориса Немцова – смелости поступка. Их пример заставляет любого пишущего, писать правду, а решившего действовать – именно действовать, а не бояться последствий.

Думаю, Бориса будут очень долго помнить, потому что он отстаивал перемены, а именно их отсутствие губит страну. Люди, в большинстве, слабы, но благодарны, — они чтут память тех, кто отстаивал их право на справедливость.

Жванецкий как-то заметил, что люди делятся на две категории. Первые говорят: «Что ОНИ там вытворяют?!», а вторые: «Что ВЫ там вытворяете?!»

Большинство из нас – из первой категории.

Борис был из второй.

За то его и убили.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)