Комментарии
Татьяна МАНЕНОК, «Наше мнение»

Больше вопросов, чем ответов

«Мы прекрасно договорились о поставках венесуэльской нефти в Беларусь. На наши нефтеперерабатывающие заводы придет нефть из Венесуэлы. Мы совместно будем ее перерабатывать и реализовывать нефтепродукты на европейском рынке», - заявил А. Лукашенко во время официального визита в Каракас. В то же время по данным Белстата, рентабельность нефтепереработки в январе составила минус 22,3% против +5,3% по итогам 2009 года. Способна ли венесуэльская нефть «оживить» отечественную нефтянку и вывести её из категории самой убыточной отрасли экономики?

Официальной информации о подписании соглашения о поставках венесуэльской нефти в Беларусь, а также об объемах поставок пока нет. Пока есть лишь заявление о договоренностях сторон, о чем сказал А. Лукашенко. А также заявление, сделанное 15 марта президентом Венесуэлы Уго Чавесом, о готовности поддержать Беларусь в энергетической сфере и о том, что «мы в ближайшие часы подпишем соглашение о поставках нефти».

По словам У. Чавеса, Венесуэла будет поставлять в Беларусь 80 тыс. баррелей нефти в день, которую после переработки планируется продавать в Европе. Следует отметить, что 80 тыс. баррелей нефти в день – это примерно 10 тыс. т в день и около 3,8 млн. т – в год. Это солидный объем, учитывая, что, к примеру, Мозырский НПЗ сейчас перерабатывает около 22 тыс. т в сутки (в минувшем году завод перерабатывал около 30 тыс. т нефти в сутки – около 11 млн. т нефти в год, а два отечественные НПЗ за 2009 год переработали около 22 млн. т. нефти).

Теперь вопрос: где взять столько венесуэльской нефти?

Да, Беларусь занимается добычей нефти в Венесуэле, но этот объем пока слишком маленький в сравнении с потребностями отечественных НПЗ.

В декабре 2007 года в Венесуэле начало работу совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти «Петролера БелоВенесолана». Работы по добыче нефти проводятся на блоке Хунин и месторождении Лаго-Медио. К апрелю 2008 года СП добывало около 5 тыс. баррелей в день. В июле 2008 года был подписан меморандум, предполагавший возможность присоединения к СП новых месторождений. В сентябре 2009 года к двум месторождениям, разрабатываемым белорусско-венесуэльским СП, было

решено присоединить еще три.

По итогам работы в 2008 году СП добыло в Венесуэле 690 тыс. т нефти. Сейчас СП добывает около 1 млн. т нефти в год – примерно 15 тыс. баррелей в сутки (чуть больше 2 тыс. т в сутки). Сейчас Уго Чавес заявил, что имеются все возможности, чтобы добавить к этому объему еще 5 тыс. баррелей. «Наша цель – выйти на добычу 20 тыс. баррелей нефти», – сказал он. Даже если эта цель и будет достигнута, 80 тыс. баррелей в сутки никак не получается.

При этом следует учитывать, что не вся добываемая СП нефть белорусская. Согласно местному законодательству, 60% в СП принадлежит Венесуэле и только 40% -– Беларуси. Так что пока «белорусской» нефти в Венесуэле совсем немного – менее 1 тыс. т в сутки. Где взять еще 9 тыс. т из тех 10 тыс. т, которые пообещал Чавес?

Если представить, что венесуэльский президент готов «подарить» ее Беларуси, то возникает следующий вопрос: сколько будет стоить транспортировка? В этом случае нефть танкерами нужно поставить в Вентспилс или в Клайпеду, далее переваливать в железнодорожные цистерны и поставить на белорусские НПЗ. Это стоит очень недешево.

К тому же логистика поставок нефти через прибалтийские порты в Беларусь не отработана. В начале 2007 года, на пике нефтяного конфликта с РФ, белорусская сторона обсуждала возможности поставки альтернативной нефти через прибалтийские порты. В том числе путем реверса по трубе (раньше по новополоцкой «Дружбе» нефть транспортировалась в направлении Литвы и Латвии, сейчас обе трубы пустые). В частности, чтобы поставлять нефть через Вентспилский порт, необходимо было инвестировать в модернизацию нефтяного терминала и весь проект около 24 млн. USD. Однако, просчитав все затраты, правительство от этой идеи отказалось.

Серьезная проблема, которая может поставить крест на продекларированной сделке, – технические характеристики венесуэльской нефти. Добытая СП венесуэльская нефть -- тяжелая, она непригодна для переработки на белорусских НПЗ. На других месторождениях Венесуэлы добывается также нефть, приближенная по своим свойствам к российской Urals. Если президент Венесуэлы своим распоряжением разрешит поставлять именно ее, это другое дело. Но возникает вопрос: чем Беларусь оплатит «благотворительность» Уго Чавеса?

Еще один вопрос: оплата поставок венесуэльской нефти. Сегодня оба белорусских НПЗ практически не имеют оборотных средств и работают на кредитных ресурсах. Теоретически можно рассуждать о неких бартерных схемах, но в отношении нефти какой бы то ни было бартер сложно представить – скорее всего, можно говорить о схемах замещения, однако в этом случае в Беларусь придет уже не венесуэльская нефть.

Белорусская нефтянка оказалась сегодня в минусе в том числе и потому, что Беларусь слишком медленно отрабатывает оптимальные условия для поставок нефти российскими нефтяными компаниями – в частности, решение об обнулении экспортных пошлин на нефтепродукты, которого ждали давно, принято лишь 14 марта.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)