Больше половины белорусов не работают

По уровню безработицы наша страна занимает одно из последних мест. Шутка ли - на начало года на биржу труда обратился только один процент жителей Синеокой! Однако если изучить статистику занятости более пристально, оказывается, что белорусы не такие уж трудолюбивые.

В начале года в Беларуси жило 9 млн. 690 млн. человек. Из них, по данным статистики, работало 4 млн. 476 тысяч граждан. Меньше половины. То есть 5 млн. 200 тысяч человек по каким-то причинам не проводят свой день в офисе или у станка. Естественно, все не могут работать. Есть, например, пенсионеры, дети, инвалиды…

Так или иначе, на каждого работника, согласно данным статистики, приходится больше одного иждивенца. Если рассматривать такое соотношение на примере конкретной семьи, то все логично: мама и папа растят одного ребенка и немного помогают своим родителям-пенсионерам.

Но статистика высчитывает и такой показатель, как трудоспособное население. К нему, напомним, относятся мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет. Так вот, таких в стране на начало года ни много ни мало, а 6 млн. человек. А вот работающих, напомним, чуть меньше 4,5 миллиона. То есть больше 1,5 млн. человек могли бы ходить на работу, платить налоги, делать взносы в фонд труда и соцзащиты, однако не делают этого. А ведь это каждый четвертый трудоспособный гражданин! Или почти город Минск.

Кто эти 1,5 миллиона, и на что они живут?

1) домохозяйки - живут за счет мужей, родителей, детей (кстати, те женщины, что находятся в декретном отпуске, официально считаются трудоустроенными и входят в 4 миллиона 476 тысяч);

2) неофициальные эмигранты, то есть те, кто уехал за границу и устроился на работу, - живут на заграничную зарплату и не платят налоги в бюджет Беларуси;

3) люди, которые работают, но не заводят себе трудовую книжку и не платят налоги - живут на зарплату в конвертах;

4) люди, которые не работают и не регистрируются на бирже труда, на что они живут - непонятно.

К сожалению, сколько именно людей в каждой категории, достоверно не известно.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

«Около миллиона человек трудятся за границей»

- Неужели у нас на самом деле столько тунеядцев? - спросили мы у руководителя центра Мизеса Ярослава РОМАНЧУКА.

- Большинство из этих «потерянных» 1,5 млн. работают. Вопрос где? Есть оценки, что около 1 млн. человек работают за рубежом. Меньшая часть работает внутри страны, не думая о регистрации, трудовой книжке, социальных выплатах, страховке и т.д. Они взяли свою жизнь, свою старость в свои руки. Живут и работают на свой страх и риск. Не исключено, что они работают челноками, контрабандистами. Относительно небольшая группа промышляет воровством. Действительно, есть тунеядцы и бомжи. Они живут где попало, собирают отходы, макулатуру и бутылки.

- Насколько такое количество неработающих опасно для экономики?

- С одной стороны, кажется, что бюджет страны теряет от того, что 1,5 млн. официально не заняты в экономике. Да, если бы они числились на заводе, больнице или школе, то при средней зарплате 350 долларов в месяц правительство могло бы получать с них налогов в бюджет где-то 2,3 млрд. долларов.

Но, с другой стороны, они получали бы зарплату только за то, что числятся, а не за то, что сделали. Их работодатели, госпредприятия, вынуждены были бы брать кредиты или получать дотации на содержание этой «лишней» рабочей силы. Они бы требовали бесплатные услуги по здравоохранению, некие другие выплаты.

Простые семьи выигрывают от того, что эти 1,5 млн. человек заняты не в официальной экономике Беларуси. Очевидно, что уровень неофициальных доходов выше, чем малая зарплата на предприятии. По оценке разных международных организаций, объем переводов из-за рубежа в Беларусь (формальных и неофициальных) составляет от 4 до 6 млрд. долларов.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Рабочие руки могут и вовсе исчезнуть?

По версии ООН, к 2015 году в Беларуси будет жить где-то 9,4 млн. человек. А к 2050-му нас и вовсе останется 7 млн. Дело в том, что мы мало рожаем. То есть в стране все меньше и меньше становится самого главного - человеческого капитала.

Вот, например, на начало года людей старше трудоспособного возраста (читай - пенсионеров) было 2 млн. А вот тех, кто скоро возьмет трудовую эстафету в свои руки (то есть людей моложе трудоспособного возраста), чуть больше 1,5 млн.

По международным нормам население страны называют старым, если число 65-летних и старше превышает 7%. У нас же таких уже 14%.

А КАК У НИХ

С ситуацией, когда работников меньше, чем тех, кто не работает, сталкиваются многие страны. Для сравнения мы взяли страны с примерно одинаковой численностью населения. А потом посмотрели, сколько человек трудоустроено. Оказалось, что по желанию жить с трудовой книжкой в кармане мы обогнали бельгийцев (и это несмотря на то, что общее число населения в Бельгии больше). Зато в Швеции, где население меньше нашего на 600 тысяч, работников оказалось всего на 100 тысяч меньше.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)