Комментарии
Сергей Щурко, ”Прессбол”

Болею за наших

Созерцаю этот чемпионат спокойно. Последний всплеск моего юношеского фанатизма датирован 88-м годом, когда в военных казармах бывшего львовского монастыря в компании обладателей таких же немудрено подстриженных казенных затылков я смотрел игру сборной СССР на чемпионате Европы.

В советской армии тогда служили все вместе — белорусы, украинцы, русские, — и потому делить нам было нечего. Разве только неточные пасы и промахи из выгодных ситуаций в устах местных комментаторов изредка приобретали национальное происхождение, но это была, конечно, лишь ирония людей, за два года службы переставших различать в друг друге "бульбашей", "хохлов" и "русаков".

А недавно довелось наблюдать поединок Испания — Россия в компании российских болельщиков (что само по себе явление экстремальное и веселое). И знаете, ничего — не волновался и не переживал. С какой стати? При всех симпатиях к интересной российской сборной как-то не очень хочется продолжения этой упоительной выигрышной суперсерии, после которой значительная часть населения нашей соседки напивается в стельку, рвет на груди рубашку и ревет жутким голосом в камеры отечественных (если бы только их) телеканалов: "Мы — лучшие!", обязательно зачем-то добавляя любимое универсальное выражение на букву б..., подходящее ко всем без исключения проявлениям восторга или печали.

Вот так вот — сборная нравится, Хиддинк тоже, а победы не хочется. Потому и болел за испанцев с чистой душой, про себя улыбаясь метаморфозам, происходившим с моими соседями. От призыва: "Ну, мы им б... счас покажем — видишь ли, ни одного игрока нашего они не знают" до "Ну а кого тут знать тем испанцам? Клоунов пособирали... Защиты нет, нападение нулевое... П...сы, б..." — прошло всего лишь около часа игрового времени...

Не нравится мне такая любовь по— русски, довольно традиционная, кстати, когда волна безудержного оптимизма легко превращается в вал уничижительной критики, которую выливают на вчерашних героев с троекратным усердием. Впрочем, чего это я привязался к русским? Да причина проста: наблюдая за игрой своих соседей, каждый раз ставишь на их место сборную Беларуси.

Вы уже улыбнулись? Не спешите. Как раз я уверен в том, что наши сыграли бы с испанцами успешнее. Обладая примерно равным с россиянами классом и потенциалом (соглашусь с Сашей Глебом) и, не будучи накачанными непомерными амбициями, мы действовали бы строже, открываясь лишь при переходе в атаку. Русским не хватило вовсе не индивидуального мастерства, а игровой дисциплины и скоростно-силовой выносливости — качеств, которые вполне можно воспитать, и кому, как не немцам-тренерам, лучше всех это знать...

Нет-нет, право, мне отнюдь не хочется проецировать на этот чемпионат белорусскую сборную. Мы молоды и зелены пока для таких игр, максимум нас хватит только на одну из них, но через четыре года на европейском форуме мы должны быть готовы.

Тем более что пройдет он в практически родных для нас Украине и Польше — очень удобное местоположение для чемпионата. И ехать недалеко — ненакладно, и поддержка тамошних болельщиков нам скорее всего гарантирована. И нынешний — грядущий, то есть отбор на первенство планеты — можно иметь в виду как ответственный, но все же подготовительный этап для достижения главной цели — создания команды европейского класса под EURO-2012.

Впрочем, не знаю, может, Штанге вынашивает подобные планы уже по поводу цикла ЧМ-2010, но отчего-то он ни с кем пока ими не делится. Думаю, немецкий тренер уже понял главное о Беларуси: уроженцы этих мест — люди с заниженной самооценкой. Не все, конечно, но большинство. И потому свою главную революцию он должен провести в головах. А это трудно...

Хотя и возможно. За примерами ездить далеко не надо — Хэнлон сумел влюбить в себя не только хоккеистов, но и руководство Белорусской федерации хоккея. А все потому, что поверил в нас окончательно и бесповоротно.

В Штанге тоже можно верить — кто, если не он, снабдил нашу сборную невиданным календарем спаррингов? И кто, кроме него, может запросто (ну если не привирает, конечно, герр по восточногерманской привычке) общаться с Венгером и всякими там бесчисленными ослепительными немцами (от Беккенбауэра и далее)? И почему именно он затеял просившееся уже давно коренное обновление команды с перспективой на несколько игровых циклов?

Получается, Штанге не только зарплату сюда приехал отрабатывать, но и действительно собирается что-то выиграть с нашей сборной, над которой мы по плохой российской привычке посмеиваемся. Клоуны, они-то ведь везде клоуны, правда?

Почему-то верится, что из Австрии и Швейцарии тренер привезет не только впечатления, которыми так любили делиться бывшие рулевые нашей сборной. Но еще и старую-новую веру, закрепленную техническими выкладками и просто своим внутренним предчувствием, которая заставит его молодых птенцов и старую гвардию почувствовать себя коллективом, способным на многое.

Годится ли герр Штанге на роль безусловного вожака, или им должен был стать кто-то из своих — желательно звездных и бескомпромиссных, не завязших в общем унылом болоте? Я скорее за вторых — они (простите, герр) перспективнее, но увы, у нас нет своего ван Бастена.

Великому форварду пришлось пережить многое: и жесткую критику голландской прессы за бесконечное тасование состава, и неуспех на чемпионате мира в Германии, и обиду отлученных от сборной ветеранов, и еще много чего... Но сегодня у него команда, которую можно назвать одним из главных (если не главным) претендентов на чемпионство. Голландцы снова стали летучими и тотальными, перебегав и переиграв не кого-нибудь, а самих чемпионов мира, навязав им открытый атакующий футбол. Тот, который ждут поклонники "оранжевых" уже давно, еще со времен ван Бастена — игрока, забившего в 88-м фантастический гол не самому плохому голкиперу мира Дасаеву.

У нас тоже когда-то был такой футбол. Мы называли его искренним, когда всей командой оборонялись и всей неслись в атаку. Конечно, все было не так. Каждый игрок тогда строго выполнял свои функции, но отчего-то тогдашняя игра минского "Динамо" запомнилась мне именно такой — неудержимой, вдохновленной. Что можно придумать лучше для рекламы футбола, дабы влюбить его в себя с детских лет?

С годами страсть остыла, да и иллюзии ушли. Теперь-то я точно знаю, что футбол мир не спасет. Даже вкупе с супермоделями — женами молодых миллионеров, отменно гоняющих по зеленому газону круглый пятнистый мяч.

В этой жизни есть еще немало увлекательных вещей. Впрочем, немногие из них обладают способностью вдруг притягивать к себе внимание всего мира. Который по неистребимому патриотическому синдрому все же хочется удивлять, ловя на себе изумленные взгляды иностранцев: "А эти-то откуда здесь взялись и чего хотят?"

Мы хотим всего, и потому я болею на этом чемпионате за будущую сборную моей страны...

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)