Общество

Богрецов: «Надо признать, что власти сейчас нет, есть чувак с дубинкой»

Старший вице-президент EPAM Максим Богрецов вернулся из США, взял бессрочный отпуск – и активно участвует в белорусском протестном движении и работе Координационного совета.

Авторитетный айтишник дал большое интервью The Village Беларусь, в котором рассказал, как за последнее время изменилось белорусское общество и почему он уверен в победе протестующих.

Фото: the-village.me

О своем приходе в политику

– То, что произошло 9-11 августа – это просто жесть. История показывает, что такие вещи нельзя просто так спускать. Я не представляю, как можно теперь сделать вид, будто ничего не было и вернуться к прежней жизни, работе — как и раньше рассказывать потенциальным клиентам о Беларуси и приводить сюда инвестиции. И мне сложно представить взрослого адекватного человека, который может поступить иначе...

Я проснулся утром в понедельник после выборов и решил: надо ехать помогать. Мне просто стало стыдно, что в Беларуси так поступают с молодыми ребятами, а я здесь. Понятно, что защитить я их не могу, но ведь могу что-то делать посильное.

О революции в Беларуси

– То, что сейчас происходит в Беларуси некоторые называют цифровой революцией. Выросло новое поколение, информационно насыщенное. У этих людей совершенно другой уровень осознания реальности. Они не работают в провластных структурах. Они классные. И таких людей теперь очень много.

И я не думаю, что политика станет делом моей жизни. Но сейчас я просто не могу не поддержать этих ребят.

О белорусских айтишниках

– Называть айтишников аполитичными – это упрощение ситуации. Айтишники – это те ребята, которые прямым образом влияют на то, чтобы жизнь становилась лучше. То, что мы не ходили с флагами 20 лет, не говорит о том, что мы ничего не делали. Айтишники сделали очень много, чтобы у политических перемен в Беларуси появилось основание.

О приходе к власти

– Важно понимать, что для беларусов приход к власти — не самоцель. Цель, к которой мы все стремимся – построить нормальное открытое гражданское общество, в котором власть имеет тот минимум, который она должна иметь.

И желательно, чтобы у нас получилось сделать белорусское гражданское общество еще более инновационным, чем у других. И это возможно. И об этом и идет речь. А не о том, что мы сейчас придем к власти и поставим к стенке одних силовиков, а вместо них соберем новых.

О перспективах действующей власти

– Экономика продолжит входить в штопор. Общество не вернется к единому целому. Вы не забывайте, что сейчас избивают, мордуют и репрессируют самую инициативную часть общества.

Чем дальше все это будет продолжаться – тем сильнее мы будем скатываться на совершенно другой уровень жизни. Валюта будет дорожать, белорусские деньги обесцениваться. Да, можно включить печатный станок и еще какое-то время продержаться на силе.

Понятно, что сила теперь на их стороне, но она не долговременная, потому что основана на лжи. Я не берусь делать прогнозов, сколько она протянет, но убежден, что это будет длится недолго. Потому что каждый месяц ситуация будет становиться все хуже.

О легитимности власти

– Единственная вещь, которая придает силы, это то, что на нашей стороне правда, что в конечном итоге справедливость восторжествует. А так я иллюзий не питаю: приказ – и посадить могут любого.

Общество нужно склеивать. Нужно разбираться, кто нарушил законы таким ужасным образом. Надо признать, что власти сейчас нет. Есть чувак с дубинкой. Но чувак с дубинкой – это не легитимная власть. Его можно бояться, обходить стороной, что-то кричать ему из-за угла. Но он – не власть.

Но я воздержусь от категоричных высказываний, потому что мы все же ищем диалога с этой (не)властью. Они сами загнали себя в угол и теперь не знают, как оттуда выйти.

О будущей победе

– Нужно побеждать каждый день. Конечно, держать в голове большую цель, но идти к ней, достигая маленькие цели.

Но и победа ведь не конечная цель. На следующее после победы утро все проснуться и увидят, что перед нами огромный пласт работы по созданию и восстановлению экономики, адекватных органов власти и всего остального.