Битва у Крево: за три дня по Кревским позициям выпустили более миллиона снарядов
В июле 1917 года Кревский замок превратили в руины. Накануне годовщины тех печальных событий в Музее истории белорусской литературы презентовали альманах Kreva inсognita, посвященный событиям у Крево в годы Первой мировой войны.
Крево, сентябрь, 1916 год. Фото: архив Владимира Богданова
- Кревская операция – ее активная часть продолжалась с 19 по 22 июля 1917 года – стала последним шансом русской армии переломить ход той войны. Немцы уже прилично ослабли, перевес в сторону русских оказался трехкратным, – рассказывает Владимир Богданов. – А ведь один из закрепившихся в обществе стереотипов той войны – немцы наступают, а русские обороняются.
Долго никто особо не принимал во внимание, что по всей Беларуси немцы в то время построили мощнейшую оборонительную линию – сохранилось несколько тысяч различных бетонных укреплений. Так что на территории нынешней Беларуси к осени 1915 года немцы по большей части уже оборонялись.
Если бы не революционные события, русская армия бы не сломилась. Чтобы укрепить дух солдат, несколько раз в Крево приезжает Керенский – по сути, он просит, чтобы войска пошли в наступление. Но это, конечно, не армия, когда голосованием в полках и на митингах решают, идти в наступление или нет.
Крево, 1916 год
«Кревский замок разрушили за несколько дней артиллерийской атаки»
- У Кревского замка, как у архитектурного памятника, уникальная судьба. Его построили в XIV веке, по сути – в болоте. Строили еще тогда, когда артиллерии и в помине не было. Главной задачей было не дать противнику подвести к стенам замка стенобитные орудия, поэтому и строили в низине – чтобы невозможно было подтащить орудия.
Когда появилась артиллерия, такое расположение замка, наоборот, превратилось в слабость. И все равно он принимал непосредственное участие в боевых действиях аж до начала XX века – уникальный случай!
Сейчас к тому, что уже было известно, добавились новые сведения и документы. Теперь ясно, что по Кревскому замку в июле 1917 года била не только русская артиллерия, как считалось раньше, но и немецкая, – по сути, средневековые стены в те июльские дни оказались в центре мощного артиллерийского сражения.
Три дня – с 19 по 21 июля – по замку, где засели немцы, лупили русские артиллеристы, причем самые серьезные разрушения пришлись на последний день артподготовки, когда была разбита Княжеская башня.
В 6 утра 22 июля в атаку пошла русская пехота, замок был захвачен буквально за несколько минут. И с этого момента по нему начинает бить немецкая тяжелая артиллерия. Обстрел продолжался почти весь день – до тех пор, пока немцы не возвращаются на свои позиции.
Кревская операция была хорошо подготовлена русскими артиллеристами. Как пишут сами немцы, за три дня по их позициям с русской стороны выпустили более миллиона снарядов. Среди орудий, которые били по замку, были и самые большие на тот момент 12-дюймовые гаубицы, один снаряд весил более 400 килограммов. Известно, что немцы стреляли из 9-дюймовых орудий, что также было весьма крупным калибром.
Русская пехота в ходе наступления прорвала немецкую оборону километра на два, но поддержать ее было некому. И они отступили. Недалеко от Крево пошел в атаку и русский женский батальон Марии Бочкаревой – он занял передовые немецкие позиции в лесу, но женщин никто не поддержал. У русской армии, по сути, не оказалось резервов – некому было идти в бой.
Когда приезжал Керенский – оратор он был замечательный! – все с ним соглашались, но как только он уезжал, солдатские комитеты брали верх, и на этом активность заканчивалась. После провала наступления в русской армии еще более усилилась так называемая самодемобилизация – по сути, массовое дезертирство.
К осени боевые действия практически останавливаются, немцы заключают перемирие с остатками русских войск. А когда в феврале 1918-го года немцы начнут свое наступление, выяснится, что на русских позициях уже никого нет. Потом будет заключен Брестский мир, в итоге большевистская Россия станет единственной страной, проигравшей войну проигравшей стороне – ведь вскоре союзники заставят Германию капитулировать.
«Все воронки от снарядов 100-летней давности на своих местах»
- Сейчас Кревский замок восстанавливают достаточно бережно, даже стены по возможности возводят из выпавших камней, – говорит Владимир Богданов. – Но важно сохранить и наследие, оставшееся в замке после Первой мировой войны. В замке остались два немецких блиндажа из бетона и камней, но речь идет и о крайне редком и уникальном ландшафтном памятнике – внутри Кревского замка сохранился так называемый лунный пейзаж Первой мировой войны.
Для того времени это была обычная картина – половина Европы была в кратерах от разрывов снарядов. Но за 100 лет строили города, прокладывали коммуникации, запахивали поля – все давным-давно выровняли. А во дворе заброшенного на 100 лет Кревского замка все воронки на своих местах. При желании даже можно вычислить, какие снаряды их оставили.
Фото Дмитрия Ласько, kp.by
Меня очень беспокоит их судьба, поскольку больше такого у нас практически нет. Есть, например, у Нарочи отдельные участки с воронками в труднодоступных местах – в лесах, болотах, – но обычный турист туда никогда не попадет, да и они уже заросли.
Этот ландшафтный памятник очень хрупкий. Сейчас перед реставраторами стоит непростая задача, ведь Кревский замок за время своего существования вобрал в себя столько исторических пластов, что трудно решить, как его восстанавливать.
Фото Сергея Гапона, kp.by
Конечно, к древней истории эти ямы отношения не имеют, поэтому кому-то может показаться, что проще засыпать их песком и восстановить изначальный вид двора. Но тогда мы точно лишимся совершенно уникального свидетельства событий, которые развернулись тут в начале ХХ века и в какой-то мере повлияли на мировую историю.
40 прямых попаданий российских снарядов в белорусский костёл (фото)
Читайте еще
Избранное