Комментарии
Глеб Черкасов, «Газета.Ру»

«Без простых биографий мы не сможем понять и XX век, и людей, которые были ему ровесниками»

Марина Павловна родилась в начале 1921 года. Дня своего рождения она доподлинно не знала. Ее семья выбиралась из района подавления Тамбовского восстания. Мать точную дату родов не запомнила (она тяжело болела, и ее пришлось оставить у добрых людей), а отцу, разыскавшему их через несколько недель, было не до таких тонкостей.

Все на месте, все живы, ну и хорошо. В то время люди о чем-то старались забыть, а что-то просто не запоминали.

В 1941 году Марина Павловна ушла на фронт. Ее часть практически сразу попала в окружение, из которого чудом выбралось меньше половины от списочного состава. Дальше было не сильно проще, но известно об этом немного. Вспоминать фронт она не любила. С удовольствием ходила на встречи ветеранов. Фильмы, особенно последнего времени, смотрела с ироничной улыбкой: «Оружие так не держат и так из него не стреляют».

Есть две ее фотографии: одна 1941 года, перед уходом на фронт, и еще одна ближе к 1945 году. На них два разных человека.

В 1965 году Марина Павловна пришла в один из районных исполкомов Москвы с некой очень важной для себя просьбой. На входе она вспомнила, что именно из этого здания ее отправляли на фронт. Просьба как-то забылась, и она стала ходить по вестибюлю, вспоминая тот день. «Кого ищем?» – строго спросил стоявший у входа милиционер, а она, как-то даже неожиданно, стала рассказывать ему про то, как 24 года назад их собирали в этом здании и как они договаривались с ближайшей подругой не теряться, и как, конечно же, потерялись, а подруга наверняка сгинула, потому что очень немногие из тех, кто ушел на фронт в 1941-м, вернулись домой.

«Надо же, – задумчиво сказал милиционер, – а ведь заместителя председателя исполкома зовут точно так же, как вашу подругу». Она не поверила в то, что это возможно, но уговорила милиционера проводить до кабинета заместителя предисполкома и, выждав некоторое время, увидела свою постаревшую подругу. А дальше все было хорошо, потому что та ее тоже узнала и не просто обрадовалась, но и помогла в решении почти непредставимых современному человеку проблем.

Тот случай Марина Павловна вспоминала с огромным удовольствием, гораздо подробнее и обстоятельней, чем многие другие истории из своей жизни. Потому что с этого момента у нее и началась более или менее нормальная жизнь.

В 1992 году Марина Павловна уехала жить в Лаос. Как потом выяснилось, навсегда. Близкие люди отправились за год до того туда на работу и позвали ее с собой. Через некоторое время она заскучала по внукам. Климат в Лаосе непростой, однако она к нему привыкла. Летала в Москву и обратно через весь мир с двумя пересадками, практически не зная английского языка. Некоторые бытовые неудобства она воспринимала юмористически и с удовольствием рассказывала об их преодолении. Ну, в общем, на фоне того, что было до того, в молодости, это были и правда неудобства, рассказывать о которых стоит исключительно со смехом.

Это только часть, внешняя часть биографии Марины Павловны. Все остальное было куда сложнее.

А так ведь – очень простая история. Для людей, которые родились в начале XX века, так уж точно.

Такое время было. Доподлинно узнать, каким был этот век для нашей страны, кажется, можно только по биографиям людей, которые жили в те времена: и таким долгим и в конечном итоге счастливым, как у Марины Павловны, и куда более коротким и трагическим. К сожалению, собрать живые свидетельства практически больше не у кого. Не уверен, что многие из нас выполнили свой долг и задали ушедшим от нас все вопросы, которые должны были задать. Все казалось, что еще успеем.

А без этого знания мы не сможем понять и этот век, и людей, которые были ему ровесниками и сверстниками.

Оцените статью

1 2 3 4 5

Средний балл 0(0)