Кризис

Бенита Ферреро-Вальднер: «В Беларуси, действительно, серьезно сказались последствия финансового и экономического кризиса»

Комиссар Евросоюза по внешним связям и политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер объяснила в интервью «Газете.Ru», что программа «Восточное партнерство» не направлена против России, а также рассказала, чего хочет Европа от Беларуси.

Многие россияне обеспокоены тем, что Россия может быть выдавлена из Беларуси благодаря усилиям ЕС (в рамках программы «Восточное партнерство» — «С»). Как вы могли бы удостоверить, что это не так?

— Мы живем в глобализирующемся и взаимосвязанном мире, где идея «выбора» между двумя важными мировыми игроками выглядит устаревшей. Мы всегда призывали всех наших соседей развивать хорошие отношения с Российской Федерацией, так как это в интересах каждой из сторон.

— Во время вашей последней встречи с президентом Александром Лукашенко в Минске вы указали, что эти консультации являются «вехой в двусторонних отношениях» между ЕС и Беларусью. Если потепление уже началось, то к чему оно, на ваш взгляд, может привести?

— Я всегда четко указывала, что Евросоюз готов вновь развивать отношения с Беларусью, если будут выполнены определенные условия. Получится ли выстроить отношения между ЕС и Беларусью на лучших основаниях, зависит от собственного выбора Беларуси. Если мы увидим прогресс в реформах, ЕС станет хорошим партнером для Беларуси. Это партнерство включает в себя двусторонние программы по линии «Восточного партнерства» и европейской политики соседства. Если говорить конкретнее, то такое партнерство будет включать в себя облегчение визового режима и упрощение правил для поездок граждан Беларуси в страны ЕС, а также укрепление торговых связей.

Но в то же время и в ходе своего недавнего визита, и контактируя с Беларусью по другим каналам, я ясно подчеркивала, что готовность к новым отношениям требует от Беларуси готовности взаимодействовать с ЕС и решительно принять демократические ценности.

— Каковы области возможной макроэкономической поддержки Беларуси со стороны ЕС? Подразумевает ли это расширение связей ЕС с Минском в тех областях, где белорусская экономика по-прежнему полностью зависит от России?

— В Беларуси, действительно, серьезно сказались последствия финансового и экономического кризиса. После того, как в 2008 году экономика этой страны продемонстрировала 10-процентный рост, в этом году все говорит в пользу того, что будет наблюдаться значительная рецессия, сопровождающаяся падением промышленного производства и проблемами баланса платежей. Мы полностью поддерживаем соглашение между МВФ и Беларусью, которое, как мы надеемся, поможет стабилизировать ситуацию, и которое связано с некоторыми значительными структурными реформами. Мы также рассматриваем все возможности дополнительной поддержки, которую мы могли бы оказать. Например, мы хотим совместно с МВФ, Всемирным банком, Европейским инвестиционным банком и Европейским банком реконструкции и развития оказать белорусскому правительству экономическую поддержку с целью дальнейшей экономической либерализации.

Если говорить в общих терминах, мы хотим видеть, что Беларусь продолжает развиваться как страна с открытой экономикой, которая выигрывает от работы на многосторонней основе. Мы также уверены, что вступление в ВТО остается ключевым шагом для продвижения экономических реформ, которые могли бы, в свою очередь, создать благоприятный инвестиционный и деловой климат. Это принесет пользу и белорусской экономике, и гражданам этой страны, и укрепит ее торговые связи с ЕС.