«Белорусское общество напоминает участников эксперимента, запершихся в бункере»
Выбор – дело трудоемкое. Особенно если реализация его лежит в плоскости жизненно важных значений. «Очень часто мы выбираем не из того, что хотим иметь, а из того, что боимся потерять», – заметил один неглупый человек. Верно заметил.
Сейчас на интернет-форумах идет жаркое обсуждение картины «Философы» независимого режиссера Джона Хаддлса – одной из самых ожидаемых премьер года. Для широких народных масс, клюющих на удочку экшена, кинопрокатчики слегка адаптировали название ленты – в кинотеатрах она идет как «Философы. Урок выживания». Однако в оригинале никаких «уроков» нет: просто «Philosophers». Хотя выживание здесь и правда ключевое понятие.
Сюжет фильма нетривиален: учитель философии вместо выпускного экзамена предлагает 20 студентам провести мысленный эксперимент. Используя силу логики, юноши и девушки должны выбрать, кто из них достоин занять место в подземном бункере – единственном месте, где можно спастись от надвигающейся ядерной катастрофы. Бункер рассчитан на 10 человек, а значит, тех, кого не выберут, ожидает гибель.
Перед экспериментом учитель раздает студентам карточки с их гипотетическими социальными ролями: фермер, инженер-строитель, хирург-ортопед, электрик, оперная певица, риелтор, винный аукционист и т.д. Решать, кому жить, а кому умирать, предстоит коллективно, руководствуясь лишь практической мотивацией: в бункер должны попасть те, кто пригодится для выживания и строительства новой жизни по выходе из него.
Мало кто из критиков обратил внимание на эту деталь, но внутри основного эксперимента «Кому жить, кого погубить» разыгрывается еще один, имплицитно вписанный в него, о котором, похоже, не догадываются даже сами участники – «Темная лошадка».
Десять человек, отобранные по принципу полезности для общества, укрываются в бункере и в последний момент отказываются впустить внутрь того самого учителя: он им кажется неприятным, и его социальной роли в эксперименте они не знают – свою карточку он им не открыл.
Однако выясняется, что роль его исключительно важна: учитель – единственный, кто знает код выхода из бункера. Отказавшись впустить его внутрь, участники эксперимента проживают в бункере год, после чего погибают от голода и недостатка кислорода, не сумев выбраться наружу.
Поняв, что оплошали, студенты решают переиграть ситуацию заново. На этот раз они впускают учителя, знающего код выхода. Но и в этом случае его знания оборачиваются против них: в кризисный момент учитель открывает дверь до истечения года, и все, находящиеся в бункере, погибают от проникшей внутрь радиации.
Кто-то сочтет подобные эксперименты забавой взрослых детей, пустой тратой времени, однако на самом деле в ходе эксперимента поднимается вопрос выбора, актуальный для современной цивилизации: «Встретившись с неизвестным, впустить его в свою жизнь или оставить за ее пределами?». Глобализация, новейшие сверхтехнологии, мультикультурализм – темные лошадки, чья полезность для выживания человечества не доказана и не опровергнута.
Беларусь решено не вести за цивилизованным миром, но от вызовов этого мира ей все равно не уйти. Белорусское общество сегодня напоминает участников мысленного эксперимента, запершихся в бункере своего «процветания» и мучительно гадающих, впустить им темную лошадку под названием «перемены» или оставить за дверью.
Мы жаждем демократии, свобод, соблюдения прав человека и приобщения к европейской семье, но в то же время не можем отказаться от иллюзий стабильности, зыбких социальных гарантий, призраков советского прошлого. Даже такая макабрическая дата, как годовщина Октябрьского переворота, у нас считается «священной» и отмечается как государственный праздник. Вот уж действительно, «выбираем не из того, что хотим иметь, а из того, что боимся потерять».
Впрочем, пытливый ум заметит, что, несмотря на схожие результаты, второй вариант развития эксперимента куда более предпочтителен. Да, темная лошадка может быть носителем потенциальной опасности, но если держать ее под общественным контролем, опасность нетрудно свести к минимуму. Если бы участники эксперимента вовремя угадали намерения учителя и не дали ему открыть дверь, их жизни бы ничего не угрожало.
В любом случае, действовать и двигаться вперед всегда продуктивнее, чем пожинать плоды нереализованных возможностей. И чем раньше белорусы, поневоле ставшие философами, дотумкают до этого, тем вернее удастся им выйти из своего бункера.
Читайте еще
Избранное